По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.62; 069.68; 069.7

Медиапространство современного музея: перспективы и новые инструменты

Н.Л. Николаевич кандидат культурологии, г. Москва

Данная статья рассматривает современное медиапространство музея как интегрированную культурную форму, возникающую в контексте цифрового развития общества. В материале проанализированы структура и функции медиапространства музея, выделены его ключевые характеристики, представлены принципы проектирования современного музея. Особое внимание уделяется определению медиапространства и виртуального музея, а также процессам оптимизации медиапространства современного музея.

Литература:

1. Жданова И.В., Калинкина Н.А., Кузнецова А.А. Музейная архитектура в эпоху мультимедия. Новые подходы в типологии // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. — 07/2023. — С. 56.

2. Евтюхина Д.В., Князева М.В. Музеи как современное социально–культурное пространство // Новые технологии в учебном процессе и производстве. — М., 2019. — С. 35.

3. Сидоренко Н.Р. Утраченные объекты модернизма в Ростове-на-Дону. Здание музея интернациональной дружбы в парке им. Г. Плевен // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. — 2019. — № 10. — С. 102.

4. Барсукова Н.И., Родионова Н.В. Коммуникативный потенциал медиапространства современного музея // Вестник КемГУКИ. — № 55/2021. — С. 123.

5. Водопьян В.Г. Визуальные коды культурной идентичности в современном медиапространстве // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2018. — № 32. — C. 229.

6. Волкова В.В. Специфика медиадизайна // Вестн. Москов. ун-та. — Сер. 10. Журналистика. — 2014. — № 4. — С. 5.

7. Камалова Г.Р., Ахмадиева Р.Ш. Музейный проект как средство развития музыкально-эстетической культуры подростков // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. — 2020. — № 52. — С. 199.

Современный музей — это важнейший социокультурный институт, он занимает значимое положение в обществе, осуществляя важные функции по сбору и сохранению исторических ценностей через научные исследования, экспозиции и культурно-просветительскую работу. В последнее время музеи стали предпочтительным средством коммуникации для неформального образования и творчества, от элитарных мест они превратились в доступные всем, во многом благодаря цифровым технологиям.

Цифровизация музейных коллекций, разработка мобильных приложений для доступа к архивам в сети, а также активное использование социальных медиа значительно расширили музейное пространство. Сегодня ознакомиться с коллекциями можно из любой точки, даже не выходя из дома.

Применение современных мультимедийных и интернет-технологий в музейной деятельности началось с создания сайтов музеев и использования социальных сетей, таких как ВКонтакте и пр. Это сделано не только для популяризации коллекций и привлечения посетителей, но и для активного взаимодействия с ними, обратной связи и воспитания молодого поколения. Так, в современных условиях музей становится площадкой для реализации инновационных и интерактивных культурно-досуговых проектов, обогащающих эмоциональный, эстетический и интерактивный опыт для молодежи.

На данный момент, согласно информации Министерства культуры Российской Федерации, музейная сфера страны насчитывает 5462 учреждения с более чем 60 миллионами экспонатов. В эту цифру входят как федеральные, так и региональные музеи, а также значимые ведомственные коллекции, которые ежегодно посещают более 71 миллиона человек. Исследования ВЦИОМа указывают на увеличение посещаемости музеев и выставок среди россиян.

Очевидно, музеи продолжают сохраняют свою роль и место в современной цифровой среде благодаря разнообразию и обширности цифровых медиа. В наше время, когда информационные технологии активно распространены, достичь этого поля стало относительно легко. Более того, мультимедийные инструменты стали доступны для использования не только специалистам IT, но и веб-дизайнерам, персоналу музеев и самим посетителям.

Для Цитирования:
Н.Л. Николаевич, Медиапространство современного музея: перспективы и новые инструменты. Музей. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: