По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.1

Роль музея XXI века: новые вызовы и поиск компромисса

Н.А. Иванов доктор искусствоведения, г. Гатчина, Ленинградская область

Что такое музей? Существует ли он для получения прибыли или нет? Открыт ли он для публики или преданно служит интересам культурной элиты? Служат ли музеи обществу или нацелены на социальную справедливость? Образуют ли они свою аудиторию или расширяют понимание мира? Сохраняют ли музеи память или охраняют материальное и духовное наследие человечества? Каковы их основные функции и характеристики в XXI веке? Ответы на все эти вопросы пытается дать ИКОМ — Международный совет музеев.

Литература:

1. Bennett Tony. «The Birth of the Museum: History, Theory, Politics.» Routledge, 2013.

2. Hooper-Greenhill Eilean. «Museums and the Interpretation of Visual Culture.» Routledge, 2000.

3. Macdonald Sharon. «A Companion to Museum Studies.» John Wiley & Sons, 2011.

4. Sandell Richard, et al. «Museums, Society, Inequality.» Routledge, 2019.

5. Simon Nina. «The Participatory Museum.» Museum 2.0, 2010.1

С момента своего создания в 1946 году Международный совет музеев (ИКОМ) заботится о определении специфических терминов и концепций для музейной сферы. В 1950-х годах ИКОМ предложил свое собственное определение термина «музей», которое оказалось эволюционирующим определением на протяжении истории этой организации. В центре дебатов, продолжающихся до сих пор, это определение задает тон большей части теоретических и нормативных обсуждений, проводимых в специализированных комитетах ИКОМ и аффилированных организациях.

В конце 1950-х годов, распространяя слова и взгляды ИКОМ по всему миру, его первый директор, французский музеолог Жорж Анри Ривьер, подчеркнул важность определения музея в соответствии с Уставами ИКОМ. Определение, предложенное в различных частях мира, звучало следующим образом:

«Музей — это постоянное учреждение, управляемое в общественных интересах, с целью сохранения, изучения, обогащения различными средствами и, в частности, экспонирования для общественности в целях ее наслаждения и обучения групп объектов и экземпляров культурной ценности: художественных, исторических, научных и технических коллекций, ботанических и зоологических садов и аквариумов и т. д.»

В этом тексте выражена наиболее традиционная идея о музее, созданная организацией, в основном состоящей из директоров музеев европейских стран, которые представляли эти «учреждения» (или институты). Их основной функцией было экспонирование их коллекций признанной культурной ценности. Но вскоре возникли вопросы о функциях и характере данного музейного определения.

Несмотря на трудности в работе над этим широким проектом терминологии, включающим несколько международных комитетов, ИКОМ предложил новое определение музея, которое было утверждено представителями его членов в 1974 году. В некоторых частях это определение эхом повторяет предыдущие дебаты в Сантьяго-де-Чили:

«Музей — это некоммерческое постоянное учреждение, служащее обществу и его развитию, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, общается и экспонирует для целей изучения, образования и наслаждения материальные доказательства человека и его окружения» (ИКОМ, 1974).

Для Цитирования:
Н.А. Иванов, Роль музея XXI века: новые вызовы и поиск компромисса. Музей. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: