Культурное наследие народа — это фундамент для развития и становления культурного пространства следующих поколений. Оно должно не просто существовать и сохраняться, его необходимо использовать как движущую силу воспитания нации и ее сохранения. Для армянского народа такой силой является книга — величайшее достижение человека, открытие, ставшее неотъемлемой частью мировой информационной культуры.
На протяжении десятков веков Армения оставалась точкой соприкосновения восточной и западной культур. За тысячелетия своего существования Армения 12 раз переносила столицу из одного города в другой, радикально менялись ее географические границы, страна достигла вершины своего могущества и подвергалась разрушительным набегам соседей. Свидетелями создания армянской цивилизации, ее величайших достижений и упадка стали ее древние города, укрытые под толщей земли. Сегодня ученые с помощью археологических раскопок получают ключи к ее истории.
Музей русского искусства Армении расположен в культурном центре Еревана — он входит в самое сердце «музейного конгломерата» города, расположенного вдоль центральной городской оси, недалеко от Национального академического театра оперы и балета и Национальной галереи Армении. Музей был создан на основе частной коллекции выдающегося советского врача, одного из основоположников урологической науки, общественного деятеля Арама Абрамяна и стал первым подобным музеем в Советском Союзе.
Сергей Параджанов — выдающийся советский кинорежиссер, сценарист, художник, создатель культовых фильмов «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», ставших классикой мирового кинематографа. Дом-музей Сергея Параджанова является одним из самых популярных музеев Еревана и его культурным центром, он известен своими выставками, в том числе и международными, почетными приемами и публикациями.
Крепость Тейшебаини — древний город, основанный в VII веке до н. э. царем Русой II на территории ныне не существующего государства Урарту. Остатки этой грандиозной крепости, олицетворяющей период заката древнего царства, были обнаружены в 1958 году на вершине холма Кармир-Блур на окраине столицы Армении — Еревана. При раскопках Тейшебаини учеными были найдены ценнейшие экспонаты, у подножия холма даже начинали строительство небольшого музея, однако вопрос о консервации памятника древности и его сохранении для потомков все еще остается открытым.
На правом берегу реки Раздан, в западной части Еревана расположен внушительный мемориальный комплекс Цицернакаберд, посвященный памяти 1,5 млн армян, ставших жертвами первого геноцида армян, осуществленного турецким правительством по всей территории Османской Турции в начале XX века. Строительство мемориала завершилось в 1967 году, сразу после завершения работ он стал неотъемлемой частью архитектуры современного Еревана, местом паломничества, данью памяти о страшных событиях прошлого, оставшихся шрамом в истории армянского народа.
Ереван — это настоящий культурный центр Закавказья, и с каждым годом число музеев в столице Армении продолжает расти. Одно из важнейших направлений армянского искусства — живопись занимает важное место в культурном наследии прошлого и творческой жизни настоящего. Художественные музеи и галереи рассказывают гостям и жителям Армении об их огромном вкладе в развитие мировой живописи.
Армения — это настоящая сокровищница имен мирового масштаба, прославляющих своим творчеством и достижениями родину далеко за ее пределами. Страна, подарившая миру бессчетное количество талантливых людей — режиссеров, актеров, поэтов, писателей, врачей, художников, бережно хранит и приумножает их наследие. И самое яркое тому доказательство — огромное количество мемориальных домов-музеев, расположенных по всей Армении.
Регламентация вопросов организации музейного дела содержится в нескольких международных и национальных нормативных актах. Большинство из них сводят понятие «музей» к некоммерческому образованию (юридическому лицу), которое занимается вопросами приобретения, хранения, исследования, экспозиции материальных и нематериальных объектов наследия человечества и среды его обитания. По Гражданскому кодексу РФ организационно-правовой формой функционирования музеев является учреждение, которое может быть государственным, муниципальным или частным.