Сергей Иосифович Параджанов родился в Тифлисе 9 января 1924 года в армянской семье. В 1942 году он поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта, но стать инженером ему было не суждено. Уже через год он бросил обучение, чтобы поступить на вокальный факультет Тбилисской консерватории. В 1946 году Параджанов увлекся кинематографом — он поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Известность пришла к режиссеру после съемок фильма «Тени забытых предков» — картина пусть и не сразу, но все же вышла в прокат в 1965 году и вскоре стала образцом «новой советской волны», «поэтического кинематографа». Лента была удостоена премий нескольких кинофестивалей, в том числе и международных, а за Параджановым закрепилась слава новатора в мире искусства.
За свою недолгую жизнь (Сергей Параджанов умер в возрасте 66 лет от рака легких) режиссер пережил несколько головокружительных взлетов и тяжелейших потрясений. Он прошел через международное признание, преследования, тюремное заключение, запрет на проживание в Москве и Санкт-Петербурге. Экспозиция дома-музея Параджанова в Ереване знакомит посетителей с удивительной и сложной судьбой талантливого советского режиссера, его вкладом в развитие мирового кинематографа, его наследием.
Идея о создании музея появилась еще в 1988 году, она принадлежала самому Сергею Параджанову — он хотел, чтобы все его работы находились именно в Ереване. В январе 1988 года в столице Армении Завен Саргсян, давний друг режиссера, известный армянский фотограф, организовал его большую выставку — именно она стала основой для создания персонального музея. В процессе подготовки выставки Завен Саргсян обратился к первому секретарю ЦК КП Армении Армену Демирсяну, и уже через несколько дней горсовет издал постановление построить Параджанову дом-музей.
Режиссер никогда не проживал в Ереване, за исключением периода работы над фильмом «Цвет граната» (1966 год). Однако с Арменией его связывали армянские корни — эту страну он считал своей родиной. Фильм «Цвет граната», съемки которого проходили в Армении, долгое время носил рабочее название «Саят-Нова». Его главным героем стал легендарный армянский поэт, но через его фигуру Параджанов рассказал миру об Армении — ее традициях, культуре, обычаях. Название пришлось поменять, поскольку фигура Саят-Новы в фильме получилась слишком метафорической.