Организация и функционирование музейного дела в РФ регламентируются сразу в нескольких актах. Рассмотрим данные документы в логической последовательности.
Нормативное понятие «музей» содержится в уставе Международного совета музеев (ИКОМ), «Рекомендациях, касающихся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев» (ЮНЕСКО, 1960 год) и Модельном законе о государственных музеях-заповедниках (принят на пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ).
В большинстве этих актов музей рассматривается как некоммерческая структура, которая служит интересам общества в целях хранения, изучения, демонстрации разными способами, и прежде всего путем экспонирования, для удовольствия и просвещения предметов, которые представляют определенную культурную ценность (к таковым относят предметы искусства, истории, науки, техники, зоологические и ботанические сады, а также аквариумы)1.
Так как Конституция РФ устанавливает примат международного права над национальным (ч. 4 ст. 15), то указанные категории, используемые в таких документах, были восприняты полностью или частично законодателем и правоприменителем.
Правовая регламентация деятельности музеев в РФ содержится преимущественно в трех основных документах.
1. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
Данный НПА устанавливает, что музей — это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций, включенных в Музейный фонд РФ.
При этом, как мы видим, законодатель дифференцирует хранящиеся в музеях объекты на несколько категорий:
- культурные ценности — движимые предметы материального мира вне зависимости от времени их создания, которые имеют историческое, художественное, научное или культурное значение;
- музейные предметы — культурная ценность, качество или особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;