Целью представленного исследования явилось выявление совокупности наиболее перспективных инструментов развития экспортного потенциала государства, соответствующих современным тенденциям деглобализации экономики, характерным для относительно низкой экономической активности в период протекающего мирового экономического кризиса 2020-х гг. В основе методологии представленного исследования лежат методы диалектики, исторические и логические методы исследований, методы наблюдения, мониторинга и обобщения, комплексного подхода, а также экспертные методы. Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность ведущих стран мира, предмет — инструменты развития экспортного потенциала государства, анализируемые в динамике их развития. В результате проведенных исследований продемонстрировано, что в современных условиях затянувшегося мирового экономического кризиса 2020-х гг. в развитых государствах изменился тренд использования инструментов развития экспортного потенциала, который все дальше отходит от официально принятого мировым сообществом принципа национального протекционизма. Научная новизна полученных результатов заключается в выявлении закономерностей и доминирующих тенденций в использовании инструментов развития экспортного потенциала государств, которые продемонстрировали, что в условиях деглобализации экономики, соответствующей текущему глобальному мировому экономическому кризису 2020-х гг., возросла доля нерыночных инструментов развития экспортных возможностей стран, являющихся составляющими межстрановых гибридных войн, по сравнению с декларированными рыночными инструментами развития экспортного потенциала государств. Практическая значимость работы заключается в демонстрации нерыночных инструментов развития экспортного потенциала государств и коалиций, дающих краткосрочный эффект, но не обеспечивающих успеха в долгосрочном развитии, о чем свидетельствуют успехи в развитии экспортного потенциала тех стран, которые опираются прежде всего на использование рыночных инструментов, основанных на удовлетворении потребностей мирового рынка широким ассортиментом востребованной продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью по качеству и цене.