По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338+004.92 DOI:10.33920/vne-04-2509-05

Рассмотрение современных проблем по импортозамещению автоматизированных систем по центровке воздушных судов и предложение нового инструментария для построения центровочных графиков в новых программных комплексах

Владислав Евгеньевич Сокольников магистр кафедры № 28 «Коммерческая деятельность» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»; младший инженер-технолог АО «РИВЦ-Пулково». Россия, 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38. E-mail: v.sokolnikov2014@yandex.ru
Александра Михайловна Воронцова кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры № 28 «Коммерческая деятельность» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова». Россия, 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38. E-mail: voron_am85@mail.ru

В рамках данного исследования рассмотрены актуальные проблемы импортозамещения автоматизированных систем в гражданской авиации, а также категория автоматизированных систем по центровке воздушных судов. Проведен анализ отечественного рынка программного обеспечения, в ходе которого выявлено несоответствие существующих систем требованиям, предъявляемым к автоматизированным информационным системам оформления воздушных перевозок и базам данных, входящим в ее состав, используемым на объектах критической информационной инфраструктуры. В частности, проанализированы наиболее распространенные решения, такие как «WB-Гарантия» и Airport@Cloud Weight&Balance. В ходе проведенного анализа установлено, что используемые в них системы управления базами данных (Firebird 2.5 и Oracle) не соответствуют актуальным требованиям регуляторов в области информационной безопасности. В качестве решения проблемы предложено разработать новые отечественные программные комплексы. В данной статье основное внимание уделяется не системе в целом, а критически важному модулю — инструментарию для построения и отображения центровочных графиков. Разработаны и спроектированы два подхода, основанных на методах интерполяции и алгоритмах точечного построения центровочных данных. Первый подход использует загрузку изображения графика и метод линейной интерполяции для сопоставления данных с пиксельными координатами, тем самым обеспечивая высокую скорость работы пользователя с приложением. Второй подход предполагает создание векторного редактора графиков с алгоритмом проверки выхода центровочных параметров за установленные предельные значения, такой подход обеспечивает наибольшую точность проверки вхождения параметров в пределы, ограниченные центровочным колодцем.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 08.08.2022 № 1393 «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208090014 (дата обращения: 10.04.2025)

2. Смирнов, Д. Б. Проблемы импортозамещения цифровых технологий в авиационной отрасли // Российская академия транспорта. [Электронный ресурс]. URL: https://rosacademtrans.ru/ importozameshenie/ (дата обращения: 10.04.2025)

3. Головченко, Г. В. ИТ-решения в гражданской авиации: исследование «РИВЦ-Пулково» // РИВЦ-Пулково. [Электронный ресурс]. URL: https://rivc-pulkovo.ru/news/it-resheniya-v-grazhdanskoj-aviacii-issl/ (дата обращения: 10.04.2025)

4. Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202203300001 (дата обращения: 15.05.2025)

5. Кузьмин, В. Н., Менисов, А. Б. Методический подход к выявлению угрозы извлечения конфиденциальных данных из автоматизированных систем управления на базе интернет-технологий // Бизнес-Информатика. — 2021. — № 3. — С. 35–47

6. Фаулер, М. Архитектура корпоративных программных приложений. — М.: Вильямс, 2006. — 541 с.

7. Методы интерполяции и аппроксимации // Томский политехнический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/m/MBB/uchebnaya_rabota/Model/Tab/Interp_app.pdf (дата обращения: 18.05.2025)

8. Гайнанова, Р. Ш., Широкова, О. А. Создание клиент-серверных приложений // Вестник технологического университета. — 2017. — № 9. — С. 79-84

9. Getting to Grips with Aircraft Weight and Balance // The Airline Pilots Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://theairlinepilots.com/forumarchive/concepts-procedures/weight-and-balance-airbus.pdf (accessed: 16.05.2025)

10. Таненбаум, Э., Вудхалл, А. Операционные системы. Разработка и реализация. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 704 с.

1. Offi cial Publication of Legal Acts (2022). Decree of the Government of the Russian Federation No. 1393. On approval of requirements for the automated information system for processing air transportation, to the databases that are part of it, to the information and telecommunications network ensuring the operation of this automated information system. — Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202208090014/ (accessed: 10.04.2025). (In Russian)

2. Smirnov, D. B. (2022). Problems of import substitution of digital technologies in the aviation industry. Russian Academy of Transport. — Available at: https://rosacademtrans.ru/importozameshenie/ (accessed: 10.04.2025). (In Russian)

3. Golovchenko, G. V. (2023). IT solutions in civil aviation: research of RIVC-Pulkovo. RIVC-Pulkovo. — Available at: https://rivc-pulkovo.ru/news/it-resheniya-v-grazhdanskoj-aviacii-issl/ (accessed: 10.04.2025). (In Russian)

4. Offi cial Publication of Legal Acts (2022). Decree of the President of the Russian Federation No. 166. On measures to ensure technological independence and security of the critical information infrastructure of the Russian Federation. — Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203300001/ (accessed: 15.05.2024). (In Russian)

5. Kuz’min, V. N., Menisov, A. B. (2021). Metodicheskii podkhod k vyyavleniiu ugrozy izvlecheniia konfi dentsial’nykh dannykh iz avtomatizirovannykh sistem upravleniia na baze internet-tekhnologii [Methodological approach to identifying the threat of confi dential data extraction from automated control systems based on internet technologies]. Biznes-Informatika [Business Informatics]. No. 3, pp. 35–47. (In Russian)

6. Fowler, M. (2006). Patterns of Enterprise Application Architecture. — Moscow: Williams, 541 p. (In Russian)

7. Tomsk Polytechnic University (2025). Methods of interpolation and approximation. — Available at: https:// portal.tpu.ru/SHARED/m/MBB/uchebnaya_rabota/Model/Tab/Interp_app.pdf (accessed: 18.05.2025). (In Russian)

8. Gainanova, R. Sh., Shirokova, O. A. (2017). Sozdanie klient-servernykh prilozhenii [Development of clientserver applications]. Vestnik Tekhnologicheskogo Universiteta [Bulletin of the Technological University]. No. 9, pp. 79–84. (In Russian)

9. The Airline Pilots Forum (2025). Getting to Grips with Aircraft Weight and Balance. — Available at: https:// theairlinepilots.com/forumarchive/concepts-procedures/weight-and-balance-airbus.pdf (accessed: 16.05.2025)

10. Tanenbaum, A. S., Woodhull, A. S. (2006). Operating Systems: Design and Implementation. 3rd ed. — St. Petersburg: Piter, 704 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 11.06.2025

Дата принятия рукописи в печать: 10.07.2025

Современные условия, с которыми пришлось столкнуться гражданской авиации РФ, охватывающие вопрос импортозамещения систем автоматизации технологических процессов как деятельности аэропортов, так и авиакомпании, до сих пор вынуждают использовать системы, которые не соответствуют всем требованиям защиты информации. Можно отметить, что такие значимые и важные субъекты критической информационной инфраструктуры, как аэропортовые, так и авиационные предприятия, должны в полной мере обеспечить защиту данных о пассажирах и необходимых для работы производственных данных, что в первую очередь подтверждается в Постановлении Правительства РФ № 1393 «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных» [1].

Важность проблемы, связанной с уходом большого числа иностранных поставщиков услуг автоматизации технологических процессов, подчеркивают также эксперты в этой области.

Опираясь на слова Смирнова Д. Б., заместителя генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», канд. техн. наук, академика Международной академии связи, можно отметить, что основная задача, которая сложилась в данной ситуации, — это организация работы сообщества для создания четкой скоординированной программы приоритетного импортозамещения для каждой категории автоматизированных систем. В свою очередь, под скоординированной программой по имортозамещению автор понимает создание отраслевых групп для конкретных бизнес-процессов с целью внедрения программных продуктов конкретного функционала [2].

Стоит отметить мнение генерального директора АО «РИВЦ-Пулково» Головченко Г. В., канд. техн. наук. В своем мнении он подчеркивает проблемы, с которыми столкнулась гражданская авиация из-за санкций, включая прекращение оказания услуг иностранными провайдерами, отказ от использования специализированного программного обеспечения, трудности с обновлением и приобретением оборудования. Также Головченко Г. В. указывает, что некоторые компании уже разработали стратегию цифровой трансформации и импортозамещения ПО, в то время как другие находятся в процессе разработки стратегии [3].

Для Цитирования:
Владислав Евгеньевич Сокольников, Александра Михайловна Воронцова, Рассмотрение современных проблем по импортозамещению автоматизированных систем по центровке воздушных судов и предложение нового инструментария для построения центровочных графиков в новых программных комплексах. Международная экономика. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: