Дата поступления рукописи в редакцию: 07.08.2025
Дата принятия рукописи в печать: 03.09.2025
Азиатский регион, в особенности развивающиеся государства, даже в условиях «новой нормальности» — стагнирующего глобального роста, дефрагментации мировой экономики и непротекционистских тенденции — продолжает играть роль ключевого драйвера глобального развития. На фоне прогнозируемого падения глобальных темпов роста с 3,3 % в 2024 г. до 2,8 % в 2025 г. рост развивающихся государств Азии прогнозируется на уровне 4,5 %, позиции лидеров удерживают Индия (6,2 %), Китай (4), Вьетнам (5,2 %), АСЕАН-5 (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд) также на уровне 4 %, в том числе Филиппины (5,5 %), Индонезия (4,7 %) [1, c. 12].
При этом относительно более высокие темпы роста демонстрируют те страны, которые идут по пути роста, ориентированного на потребление (consumption-led growth), а потенциал их дальнейшего развития напрямую определяется способностью к диверсификации источников экономического роста и их балансирования за счет расширения частного потребления и его вклада как в общий ВВП, так и в темпы его прироста.
Несмотря на отсутствие официального закрепления перехода к consumption-led growth в качестве одного из приоритетов экономической политики, укрепление соответствующей модели роста происходит в Индии [2–4] и Индонезии [4, 5]. На Филиппинах рост, движимый внутренним потреблением, сочетается с официальным закреплением перехода в качестве одного из драйверов национального развития. План развития Филиппин на 2023–2028 гг. предполагает глубокие экономические и социальные преобразования для активизации создания рабочих мест и ускорения сокращения бедности путем возвращения экономики на путь высоких темпов инклюзивного роста, опирающегося на повышение инновационной составляющей и конкурентоспособности на мировом уровне [7].
Китай в рамках модели «двойной циркуляции» также закрепляет переход к consumptionled growth в качестве одного из приоритетов экономической политики [8]; в предпандемийный период темпы роста экономики в условиях обострения торговых отношений с США и сдерживания внутренних инвестиций поддерживались устойчивым внутренним потреблением [9]; все больше товаров потребляется внутри страны, а не вывозится за рубеж [10]; хотя на текущий момент сохраняющаяся традиционно высокая склонность населения к сбережениям не позволяет перейти к модели роста, движимой потреблением домохозяйств [11].