В рамках данной научной статьи исследуется динамика российского экспорта с учетом вариативности конъюнктуры мировых товарных рынков углеводородов в условиях пандемии COVID-19 и ее последствий для мировой экономики. Практический интерес представляет предложенная авторами гипотеза о группах факторов, позволяющая количественно оценить влияние каждой группы факторов на экспорт страны в отдельности. При этом факторы, позволяющие оценить влияние изменения цен энергоносителей на экспорт, выделены в отдельную группу для исследования. Кроме того, с учетом анализа сценариев развития мировой экономики авторами приведены результаты собственных оценок динамики российского экспорта с учетом изменения цен на углеводородные энергоносители.
Ускоренное экономическое развитие Китая в последние десятилетия позволило ему создать потенциал для многократного увеличения своего влияния в Евразии и инициировать ряд амбициозных политико-экономических проектов, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Важнейшими из них являются концепции Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского шелкового пути XXI века (МШП), выдвинутые председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 г., впоследствии объединенные под названием «Один пояс — один путь» как стратегия внешнеэкономической политики Китая, по крайней мере до 2022 г. Другим фактором, обусловившим появление концепции ЭПШП, стал переход Китая от парадигмы привлечения иностранных инвестиций к политике страны-донора и переносу части промышленного производства за рубеж. Поэтому промышленная кооперация является важной частью ЭПШП. В стратегии сопряжения ЕАЭС и ЭПШП необходимо учитывать возможные экономические, политические, операционные и экологические риски, которые несет в себе этот процесс. Необходимо, в частности, чтобы промышленная кооперация стран ЕАЭС и Китая строилась на принципах равноправия и взаимной выгоды.
Авторами настоящей статьи предложены показатели (критерии), позволяющие проводить качественную оценку развития взаимной торговли РФ и КНР с использованием методики SWOT-анализа, в том числе в рамках реализации интеграционного проекта «Пояса и пути». Авторами приводятся собственные методические разработки и рекомендации по развитию торгово-экономического сотрудничества исследуемых стран (РФ и КНР), в том числе в рамках мегапроекта «Один пояс — один путь».
В статье рассматриваются основные аспекты важнейшего в современной истории Пакистана совместного с Китайской народной республикой проекта создания китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК). Превращение КНР в экономическую сверхдержаву, а также постепенное усиление ее геополитических возможностей стали причиной необходимости формирования пояса лояльных Китаю государств, обеспечивающих его бесперебойными поставками сырья, а также предоставляющих в распоряжение Пекина своей транспортной инфраструктуры для обеспечения его беспрепятственного выхода на мировой рынок. Пакистан во многом является образцовым партнером для Поднебесной. Более чем полувековое взаимодействие двух стран в политической и экономической плоскостях на фоне постепенного снижения зависимости Пакистана от США в 1990-х гг. привело к тому, что КНР превратилась для Исламабада в ключевого партнера. Реализация такого масштабного проекта не только имеет большое значение для стран-участниц, но и представляет несомненный интерес в геополитическом контексте.
In this scientific article, we conduct a study of the dynamics of Russian export, taking into account the variability of the world commodity markets of hydrocarbons. Interest is presented by the hypothesis proposed by the authors about groups of factors, which makes it possible to quantify the influence of each group of factors on the country’s export. At the same time, the factors allowing assessing the impact of changes in hydrocarbon prices on export are allocated to a separate research group. In addition, taking into account the analysis of scenarios for the development of the world economy, the authors present the results of their own estimates of the dynamics of Russian export, taking into account changes in prices for hydrocarbon energy carriers.