По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.976.4 DOI:10.33920/vne-04-2008-03

Перспективы сопряжения стратегических направлений интеграционного развития Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути

Зубенко Вячеслав Васильевич д-р экон. наук, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993 г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 51/1, e-mail: glorydent@yandex.ru
Масалимова Асем Мухамедрахимовна канд. экон. наук, Евразийская экономическая комиссия, консультант, Департамент финансовой политики, e-mail: assem.massalimova@mail.ru

Ускоренное экономическое развитие Китая в последние десятилетия позволило ему создать потенциал для многократного увеличения своего влияния в Евразии и инициировать ряд амбициозных политико-экономических проектов, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Важнейшими из них являются концепции Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского шелкового пути XXI века (МШП), выдвинутые председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 г., впоследствии объединенные под названием «Один пояс — один путь» как стратегия внешнеэкономической политики Китая, по крайней мере до 2022 г. Другим фактором, обусловившим появление концепции ЭПШП, стал переход Китая от парадигмы привлечения иностранных инвестиций к политике страны-донора и переносу части промышленного производства за рубеж. Поэтому промышленная кооперация является важной частью ЭПШП. В стратегии сопряжения ЕАЭС и ЭПШП необходимо учитывать возможные экономические, политические, операционные и экологические риски, которые несет в себе этот процесс. Необходимо, в частности, чтобы промышленная кооперация стран ЕАЭС и Китая строилась на принципах равноправия и взаимной выгоды.

Литература:

1. UN Comtrade. URL: http:// comtrade.un.org/.

2. ЕЭК.

3. Федеральная таможенная служба России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. customs.ru/.

4. International Trade Centre.

5. Национальный Банк Беларуси.

6. Национальный Банк Казахстана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nationalbank. kz/?&switch=kazakh.

7. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. cbr.ru/.

8. World Trade Organisation. URL: http://www.wto.org/.

9. Торговое представительство Российской Федерации в Китае. Регулирование импорта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// china.veb.gov.ru/ru/import_reg.

10. China’s Economy: A Collection of Surveys. URL: https://books.google. ru/books?id=pldwBQAAQBAJ&source= gbs_navlinks_s.

11. World Trade Organization analysis of China’s commitments to other members. URL: https://books. google.ru/books?id=aVHfEQcmS60C&d q=china+services+wto+commitments &source=gbs_navlinks_s.

12. China’s Entry in the WTO and the Financial Sector. URL: https://www. casaasia.es/esp/pdf/serrado_china.pdf

13. WTO Discusses China’s Financial Services Commitments. URL: http://www.twn.my/title2/finance/ twninfofi nance110707.htm.

14. I-TIP (ВТО).

15. World Development Indicators. URL: http://databank. worldbank.org/data/reports. aspx?source=2&series=BM.GSR.TRAN. ZS&country=.

16. China-EU relations: Gearing up for growth. URL: https://www.db.com/ specials/en/docs/China-EU-relations.pdf.

17. Официальный сайт ОЭСР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org.

18. Страны, лидирующие по количеству прибытий на территорию Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. russiatourism.ru/contents/statistika/ statisticheskie-pokazateli-vzaimnykhpoezdok-grazhdan-rossiyskoyfederatsii-i-grazhdan-inostrannykhgosudarstv/strany-lidiruyushchie-pokolichestvu-pribytiy-na-territoriyurossiyskoy-federatsii/.

19. IMF WEO (2016) World Economic Outlook Database, April 2016. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ weo/2016/01/weodata/index.aspx.

20. ЦИИ ЕАБР. Мониторинг взаимных прямых инвестиций в странах СНГ. Доклад Центра интеграционных исследований. — СПб.: ЕАБР, 2012. — № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eabr.org/r/research/ centre/projectsCII/invest_monitoring/.

21. ЦИИ ЕАБР. Мониторинг прямых инвестиций Беларуси, Казахстана, России и Украины в странах Евразии — 2013. Доклад Центра интеграционных исследований. — СПб.: ЕАБР, 2013. — № 19 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// eabr.org/r/research/centre/projectsCII/ invest_monitoring/.

22. ЦИИ ЕАБР. Мониторинг прямых инвестиций России, Беларуси, Казахстана и Украины в странах Евразии — 2014. Доклад Центра интеграционных исследований — СПб.: ЕАБР, 2014. — № 28 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// eabr.org/r/research/centre/projectsCII/ invest_monitoring/.

23. ЦИИ ЕАБР (2015) ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций. Доклад Цен. — СПб.: ЕАБР, 2015. — № 34 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eabr.org/r/research/ centre/projectsCII/invest_monitoring/.

24. Кузнецов А. В. ЕС и Россия: от прямых капиталовложений к инвестиционному сотрудничеству. — М.: Наука, 2008.

25. Официальный сайт ЮНКТАД [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://investmentpolicyhub. unctad.org/Download/TreatyFile/5140.

В реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) государствам — членам ЕАЭС с самого начала отводилась особая роль. Одним из главных вызовов сегодня как для руководителей стран ЕАЭС и Китая, так и для экспертного сообщества и представителей бизнеса является проблема наполнения идеи «сопряжения» конкретным содержанием. Для стран ЕАЭС важно, чтобы сопряжение на подрывало основы ЕАЭС, а содействовало процессу евразийской интеграции, обеспечению безопасности и экономического развития на евразийском континенте. Для этого необходимо проведение обстоятельной научной экспертизы, основанной на междисциплинарном комплексном анализе политических и экономических возможностей рисков сопряжения.

Кроме того, одной из ключевых задач на данном этапе развития процесса сопряжения является выработка в рамках ЕАЭС единой позиции по формату, площадкам и направлениям сопряжения, а также определение приоритетных проектов в области сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Среди главных вызовов, с которыми сегодня сталкивается проект сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, находится опасность перехода диалога о сопряжении с многостороннего формата на формат двусторонних диалогов, которые могут привести к усилению конкуренции стран внутри ЕАЭС. Данный сценарий является крайне нежелательным, так как может поставить под угрозу перспективы углубления экономической интеграции в Евразии. Для противодействия этой угрозе необходимо установление тесного и постоянного контакта между экспертными сообществами всех стран — членов ЕАЭС по вопросу сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.

Дополнительным фактором, подстегивающим процесс сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, является активное развитие в последние годы мегарегиональных торговых соглашений. США инициировали переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТАТИП) ЕС и США, однако с приходом к власти Д. Трампа проект был заморожен. В начале 2016 г. 12 стран АТР, включая США и Японию, подписали Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), которое задало новый стандарт для будущих РТС. Китай и страны — члены ЕАЭС оказались исключенными из данного процесса. Переговоры по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству, которые вел Китай, пока не принесли ощутимых результатов. В этих условиях странам ЕАЭС и Китаю необходимо искать ответы на новые угрозы со стороны создающихся вокруг них торгово-экономических мегаблоков. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП, которое приведет к повышению инфраструктурной взаимосвязанности в Евразии и созданию новых точек стабильного экономического роста, может быть одним из таких ответов. Поэтому необходимо хорошо продумать стратегию сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.

Для Цитирования:
Зубенко Вячеслав Васильевич, Масалимова Асем Мухамедрахимовна, Перспективы сопряжения стратегических направлений интеграционного развития Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Международная экономика. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: