В реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) государствам — членам ЕАЭС с самого начала отводилась особая роль. Одним из главных вызовов сегодня как для руководителей стран ЕАЭС и Китая, так и для экспертного сообщества и представителей бизнеса является проблема наполнения идеи «сопряжения» конкретным содержанием. Для стран ЕАЭС важно, чтобы сопряжение на подрывало основы ЕАЭС, а содействовало процессу евразийской интеграции, обеспечению безопасности и экономического развития на евразийском континенте. Для этого необходимо проведение обстоятельной научной экспертизы, основанной на междисциплинарном комплексном анализе политических и экономических возможностей рисков сопряжения.
Кроме того, одной из ключевых задач на данном этапе развития процесса сопряжения является выработка в рамках ЕАЭС единой позиции по формату, площадкам и направлениям сопряжения, а также определение приоритетных проектов в области сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Среди главных вызовов, с которыми сегодня сталкивается проект сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, находится опасность перехода диалога о сопряжении с многостороннего формата на формат двусторонних диалогов, которые могут привести к усилению конкуренции стран внутри ЕАЭС. Данный сценарий является крайне нежелательным, так как может поставить под угрозу перспективы углубления экономической интеграции в Евразии. Для противодействия этой угрозе необходимо установление тесного и постоянного контакта между экспертными сообществами всех стран — членов ЕАЭС по вопросу сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Дополнительным фактором, подстегивающим процесс сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, является активное развитие в последние годы мегарегиональных торговых соглашений. США инициировали переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТАТИП) ЕС и США, однако с приходом к власти Д. Трампа проект был заморожен. В начале 2016 г. 12 стран АТР, включая США и Японию, подписали Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), которое задало новый стандарт для будущих РТС. Китай и страны — члены ЕАЭС оказались исключенными из данного процесса. Переговоры по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству, которые вел Китай, пока не принесли ощутимых результатов. В этих условиях странам ЕАЭС и Китаю необходимо искать ответы на новые угрозы со стороны создающихся вокруг них торгово-экономических мегаблоков. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП, которое приведет к повышению инфраструктурной взаимосвязанности в Евразии и созданию новых точек стабильного экономического роста, может быть одним из таких ответов. Поэтому необходимо хорошо продумать стратегию сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.