По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2008-05

Китайско-пакистанский экономический коридор: состояние и перспективы

Сутырин Сергей Феликсович д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9, e-mail: s.sutyrin@hotmail.com
Коваленко Владимир Николаевич канд. экон. наук, внештатный научный сотрудник, Центр азиатских исследований экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, начальник управления по работе на финансовых рынках, ПАО «Донкомбанк», 344068, г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, д. 32а, e-mail: Vladsat@mail.ru

В статье рассматриваются основные аспекты важнейшего в современной истории Пакистана совместного с Китайской народной республикой проекта создания китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК). Превращение КНР в экономическую сверхдержаву, а также постепенное усиление ее геополитических возможностей стали причиной необходимости формирования пояса лояльных Китаю государств, обеспечивающих его бесперебойными поставками сырья, а также предоставляющих в распоряжение Пекина своей транспортной инфраструктуры для обеспечения его беспрепятственного выхода на мировой рынок. Пакистан во многом является образцовым партнером для Поднебесной. Более чем полувековое взаимодействие двух стран в политической и экономической плоскостях на фоне постепенного снижения зависимости Пакистана от США в 1990-х гг. привело к тому, что КНР превратилась для Исламабада в ключевого партнера. Реализация такого масштабного проекта не только имеет большое значение для стран-участниц, но и представляет несомненный интерес в геополитическом контексте.

Литература:

1. David Zweig, Bi Jianhai. ‘China’s Global Hunt for Energy’, Foreign Aff airs, 2005. URL: http://www.foreignaff airs. com/articles/61017/david-zweig-andbi-jianhai/chinas-global-hunt-forenergy (accessed: 05.03.2020).

2. Sutyrin S. F., Kovalenko V. N. Trends and prospects of economic cooperation between China and Africa // The Maghreb Review. — 2013. — Vol. 38. — No 1. — Р. 51–85.

3. Сутырин С. Ф., Коваленко В. Н. Китай: перспективы торгово-экономических связей со странами Африки // Международная экономика. — 2017. — № 8. — С. 45–57.

4. Сутырин С. Ф., Коваленко В. Н. Перспективы торгово-экономического взаимодействия КНР со странами Латинской Америки — членами МЕРКОСУР // Международная экономика. — 2018. — № 6. — С. 19–38.

5. Dawn.com. URL: https://www. dawn.com/news/1333101 (accessed: 07.06.2020).

6. CPEC & Pakistani Economy: An Appraisal by Dr. Ishrat Husain Publication of centre of excellence for CPEC. URL: http://www.cpec.gov.pk/ downloads (accessed: 25.06.2020).

7. Long Term Plan (LTP) for ChinaPakistan Economic Corridor (2017– 2030). URL: http://www.cpec.gov.pk/ downloads (accessed: 25.06.2020).

8. Chinadaily. URL: http://usa. chinadaily.com.cn/epaper/2015-11/12/ content_22441296.htm (accessed: 24.07.2020).

9. Казанин М. В. Институт Ближнего Востока. О создании Китайско-пакистанского экономического коридора. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=28347 (дата обращения: 05.03.2019).

10. RT.com. URL: https://russian. rt.com/world/article/408742chyornaya-zhemchuzhina-zachem-knrvoennaya-baza-v (accessed: 18.06.2020).

11. PakChina. URL: http://pakchina. pk/pakistan/gwadar/ (дата обращения: 23.07.2020).

12. Logistics Capacity Assessments (LCAs). URL: https://dlca. logcluster.org/display/public/ DLCA/2.1.3+Pakistan+Gwadar+Port (accessed: 23.07.2020).

13. Официальный сайт КПЭК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cpec.gov.pk/progressupdate (дата обращения: 20.06.2020).

14. Cpecinfo.com. URL: http:// cpecinfo.com/industrial-cooperation/ accessed: 14.07.2020).

15. The Irrawaddy. URL: https:// www.irrawaddy.com/in-person/ china-myanmar-economic-corridorwin-win.html#:~:text=The%20 China-Myanmar%20Economic%20 Corridor%20is%20part%20of%20 the,Irrawaddy%20%E2%80%94%20 that%20the%20corridor%20will%20 pass%20through (accessed: 13.07.2020).

16. The Diplomat. URL: https:// thediplomat.com/2018/04/thailandskra-canal-chinas-way-around-themalacca-strait/ (accessed: 13.07.2020).

17. ACCA-Pakistan-China institute. The economic benefi ts of the modern silk road:The China–Pakistan Economic Corridor (CPEC). URL: http:// cpecinfo.com/monograph/ (accessed: 14.07.2020).

18. Замараева Н. А. Китайско-пакистанский экономический коридор — первый этап реализации. Китай в мировой и региональной политике. История и современность / ИДВ РАН. — М., 2017. — Вып. XXII. — С. 289–

307. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://publications.hse.ru/ mirror/pubs/share/direct/211288436 (дата обращения: 14.07.2020).

19. ANI. URL: https://aninews.in/ news/national/general-news/amiddispute-with-china-india-looking-tocomplete-work-on-strategic-dsdboroad-by-this-year20200614143230/ (accessed: 18.07.2020).

20. Opindia. URL: https://www. opindia.com/2020/06/india-tocomplete-the-construction-ofstrategic-darbuk-shyok-daulat-begoldie-dsdbo-road-in-ladakh-by-yearend-read-details/ (accessed: 18.07.2020).

21. Whitehouse.gov. URL: https:// www.whitehouse.gov/briefingsstatements/remarks-president-trumpprime-minister-modi-india-joint-pressstatement-2/ (accessed: 20.07.2020).

22. RT. URL: https://russian.rt.com/ world/news/636933-tramp-lgotyindiya (accessed: 20.07.2020).

23. RT. URL: https://russian.rt.com/ world/article/641463-indiya-poshlinyssha (accessed: 20.07.2020).

24. India.com. URL: https://www. india.com/news/ladakh-standoffindia-wants-peace-at-border-atearliest-china-says-taking-actionsto-ease-tension-4055359/ (accessed: 18.07.2020).

25. Интерфакс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. interfax.ru/world/713513 (дата обращения: 23.07.2020).

26. The Economic Times. URL: https://economictimes.indiatimes.com/ news/politics-and-nation/india-takesover-operations-of-part-of-chabaharport-in-iran/articleshow/67424219.cms (accessed: 06.03.2020).

27. Iran.ru. URL: https://www.iran. ru/news/economics/106388/Indiya_ vydelit_150_mln_na_finansirovanie_ razvitiya_iranskogo_porta_Chabahar (accessed: 06.03.2020).

28. The Times of india. URL: https:// timesofi ndia.indiatimes.com/business/ india-business/chabahar-port-setsrecord-of-loading-76-teus-from-iranto-india/articleshow/76750215.cms (accessed: 03.07.2020).

29. Прайм. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://1prime.ru/ state_regulation/20181106/829409763. html (дата обращения: 24.07.2020). 30 Naomi Moreno, Alejandro Puigrefagut, Ignacio Yárnoz. Strategic analysis report. May 2020. — Р. 52. URL: https://www.unav.edu/ documents/16800098/17755721/ PAK+Strategic+Report_May-2020.pdf (accessed: 20.07.2020).

Китай на протяжении всей своей истории оказывал во многих отношениях существенное влияние на развитие сопредельных государств. На разных исторических этапах менялось конкретное содержание воздействия, но при этом неизменной оставалась его стратегическая направленность — включать в орбиту влияния Поднебесной значимые для нее страны.

История взаимодействия КНР с Пакистаном наглядно демонстрирует, как изменялись приоритеты и акценты во взаимоотношениях с дружественным государством по мере возрастания мощи китайского государства. Если в 1950–1970-е гг. основной акцент делался на военнополитическую сферу, то с началом политики реформ в КНР экономические аспекты сотрудничества стали играть все более значимую роль. К середине 1990-х гг. растущей китайской экономике стали тесны национальные границы, что привело к «выходу вовне» (zǒu chū qù (走出去) с целью расширения рынков сбыта, поиска новых источников сырья2 . Как следствие, возникла потребность в формировании логистической инфраструктуры на территории сопредельных КНР государств. Не удивительно, что решение вопросов, связанных с обеспечением бесперебойного и гарантированного снабжения Китая сырьем и создание максимально благоприятных условий для экспорта произведенных в стране товаров, находится под особым вниманием китайского руководства. По обоснованному мнению некоторых экспертов [1], это обстоятельство, в свою очередь, напрямую влияет на внешнюю политику КНР.

Что касается Пакистана, то он наряду с Индией является наследником одной из величайших цивилизаций древности. После обретения независимости в силу ряда исторических причин обе страны находятся в жесткой конфронтации друг с другом. Несопоставимость совокупной мощи Индии и Пакистана объективно вынуждала и вынуждает последнего искать внешнюю поддержку. Такую поддержку Пакистану долгое время оказывали США, а в настоящее время — Китай. В свою очередь, его отношения с Индией, как говорится, оставляют желать лучшего.

Для Цитирования:
Сутырин Сергей Феликсович, Коваленко Владимир Николаевич, Китайско-пакистанский экономический коридор: состояние и перспективы. Международная экономика. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: