В данной статье уточняются методологические подходы к оптимизации внутриевропейских торговых потоков как к фактору выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза. Систематизированы принципы и критерии анализа эффективности политики выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза. На основе европейского опыта предложен механизм повышения внешнеэкономической конкурентоспособности России в условиях современных интеграционных процессов.
Восточная Азия идет по пути трансформации модели экономического развития (от экспортоориентированной модели к модели, движимой внутренним потреблением), которой способствует не только проводимая экономическая политика, но и социально-демографические факторы, в т. ч. растущая численность населения и среднего класса. Статья представляет собой качественный анализ динамики ключевых социально-демографических показателей с позиции стимулирования внутреннего потребления стран региона. Было установлено, что Китай сохранит за собой позиции лидера регионального развития, однако при этом увеличится вклад Таиланда и Республики Корея в общий объем регионального потребления. При этом расширение потребительского потенциала будет вести к постепенной трансформации структуры потребления, снижению доли продовольственных товаров и росту доли более технологичной продукции и услуг.
Качество в современном мире является критерием оценки уровня жизни, результатом производственных отношений и объектом управления. Как фактор конкурентоспособности качество производимого продукта является результатом продуктивной (или непродуктивной) работы менеджеров и работников, хозяйствующих субъектов и регулирующих органов. Качество как характеристика объекта формируется на всех стадиях процесса его создания, одновременно являясь следствием и причиной. Именно поэтому, изучение качества как объекта управления требует новых подходов, адекватных реалиям современной экономики.
Растущие доходы от добычи природных ресурсов и проблемы бедности в развивающихся странах послужили основой предложений по расширению границ прозрачности в добывающих отраслях. Как следствие, это будет содействовать открытости экономик, инвестиционной привлекательности, доступности дешевых кредитов и т. п. — реализация так называемой инициативы прозрачности в добывающих отраслях (ИПДО). Для российской экономики как экспортно-ориентированной такая работа больше связана с долгосрочной перспективой, так как отсутствие развитых институтов в стране не позволит проверить достоверность преобразований, а расширение границ информационной прозрачности натолкнется на нежелательные международно-правовые последствия участия в ИПДО, положительные результаты участия в условиях антироссийских санкций будут отложены.
Страны БРИКС стали играть все более значимую роль в системе глобального управления. Признавая ключевую роль ВТО в регулировании международной торговой системы, государства данного объединения, с одной стороны, пытаются отстаивать свои интересы и противостоять западным державам в торговых переговорах. С другой стороны, это требует определенной координации торговой политики стран БРИКС. Однако этого добиться весьма нелегко с учетом сложившейся структуры торговли государств и применяемых ими торговых мер.