По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Развитие международных систем качества

Абдурахманов Каландар Ходжаевич д-р экон. наук, профессор, директор Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, Адрес: Республика Узбекистан, 100003, Ташкент, проспект Узбекистанский, 49, корп. 7
Зокирова Нодира Каландаровна д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика труда и управление», Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Адрес: Республика Узбекистан, 100003, Ташкент, проспект Узбекистанский, 49, корп. 7, E-mail: nodira28uz@mail.ru
Ходжаева Мария Якубджановна канд. экон. наук, доцент, Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Адрес: Республика Узбекистан, 100003, Ташкент, проспект Узбекистанский, 49, корп. 7

Качество в современном мире является критерием оценки уровня жизни, результатом производственных отношений и объектом управления. Как фактор конкурентоспособности качество производимого продукта является результатом продуктивной (или непродуктивной) работы менеджеров и работников, хозяйствующих субъектов и регулирующих органов. Качество как характеристика объекта формируется на всех стадиях процесса его создания, одновременно являясь следствием и причиной. Именно поэтому, изучение качества как объекта управления требует новых подходов, адекватных реалиям современной экономики.

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «О метрологии» // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 2, ст. 48; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5–6, ст. 153; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 18, ст. 233; 2014 г., № 50, ст. 588

2. Закон Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг» // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 2, ст. 50; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 7–8, ст. 217; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 14, ст. 113; 2006 г., № 41, ст. 405; 2013 г., № 41, ст. 543; 2014 г., № 50, ст. 588; 2016 г., № 3 (I), ст. 32

3. Закон Республики Узбекистан «О стандартизации» / Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 2, ст. 46; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5–6, ст. 153; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 41, ст. 405; 2009 г., № 15, ст. 172; 2013 г., № 18, ст. 233, № 41, ст. 543

4. Закон Республики Узбекистан «О техническом регулировании» / Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., № 17, ст. 211; 2016 г., № 17, ст. 173.

5. Закон Республики Узбекистан «Об оценке соответствия» / Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 41, ст. 542; 2015 г., № 33, ст. 439.

6. Приложение № 4.1 в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан (19.10.2015.) от 5 апреля 2016 года № 103 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 14, ст. 132.

7. Абдурахманов К., Зокирова Н. Достойный труд в регулировании трудовых отношений. В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы // Сборник материалов международной научно-практической конференции. — 2014. — С. 3–6.

8. Абдурахманов К.Х., Зокирова Н.К. Повышение эффективности труда в основе принципов достойного труда // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2016. — № 2 (24). — С. 70–74.

9. Абдурахманов К.Х., Зокирова Н.К., Абдурахманова Г.К. Инновационные рабочие места как эффективная и достойная форма занятости в современных условиях // Потенциал современной науки. — 2016. — № 2 (19). — С. 60–67.

10. Ходжаева М.Я. К вопросу о развитии экономического анализа // Векторы развития современной науки. — 2016. — № 1 (3). — С. 168–172.

11. The ISO Survey of Management System Standard Certifications (1993-2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iso.org/iso/home/standards/ management-standards/ iso_9000.htm

Феномен качества состоит в том, что его оценка не является обязательной с точки зрения бухгалтерского учета, не отражается напрямую в финансовой учетной документации. При этом качество напрямую зависит от характера издержек, отражающих качество используемых ресурсов.

Современные подходы к управлению издержками основаны на анализе факторов, определяющих их эффективность. Эффективность затрат на качество продукции формируется под влиянием тех же факторов. Задача оптимизации затрат решается в современной экономике посредством стандартизации и унификации качественных характеристик продукта, технологий и ресурсов, занятых в его производстве. Решающим и даже основополагающим фактором является качество трудовых ресурсов, а точнее, комплекс качеств, принадлежащих работникам — исполнителям и менеджерам [8, 70 с].

Качество и конкурентоспособность продукта — его взаимосвязанные характеристики, которые необходимо совершенствовать постоянно и в комплексе с другими аспектами деятельности предприятия. Базовым инструментом совершенствования политики управления качеством на предприятии являются стандарты. Сегодня стандартизация принимает глобальные масштабы. И не только потому, что развивается деятельность международных организаций в области управления качеством. Основной причиной обращения производителей к стандартизированным системам менеджмента качества является повышенное внимание потребителей к качественным сертифицированным продуктам, даже если они имеют более высокую цену по сравнению с другими аналогами. Кроме того, стандартизированный подход к управлению качеством является инструментом регулирования конкурентных отношений на международных рынках. Управление качеством и управление конкурентоспособностью — неразделимые функции менеджмента, основанные на общих принципиальных подходах.

Выполняя функцию регулятора международных конкурентных отношений, стандарты менеджмента качества ISO 9000 при их внедрении на уровне предприятия выявляют ряд проблем, связанных с общими вопросами менеджмента и являющихся причиной низкой эффективности менеджмента качества. Поэтому бизнес-процессы, сопровождающие модернизацию и совершенствование организации производства, не всегда приводят к желаемому уровню повышения эффективности. Повышение качества на заданный уровень определяется качеством содержания аналитической, плановой и контрольной функций менеджмента, реализуемых в рамках стратегического планирования.

Для Цитирования:
Абдурахманов Каландар Ходжаевич, Зокирова Нодира Каландаровна, Ходжаева Мария Якубджановна, Развитие международных систем качества. Международная экономика. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: