Феномен качества состоит в том, что его оценка не является обязательной с точки зрения бухгалтерского учета, не отражается напрямую в финансовой учетной документации. При этом качество напрямую зависит от характера издержек, отражающих качество используемых ресурсов.
Современные подходы к управлению издержками основаны на анализе факторов, определяющих их эффективность. Эффективность затрат на качество продукции формируется под влиянием тех же факторов. Задача оптимизации затрат решается в современной экономике посредством стандартизации и унификации качественных характеристик продукта, технологий и ресурсов, занятых в его производстве. Решающим и даже основополагающим фактором является качество трудовых ресурсов, а точнее, комплекс качеств, принадлежащих работникам — исполнителям и менеджерам [8, 70 с].
Качество и конкурентоспособность продукта — его взаимосвязанные характеристики, которые необходимо совершенствовать постоянно и в комплексе с другими аспектами деятельности предприятия. Базовым инструментом совершенствования политики управления качеством на предприятии являются стандарты. Сегодня стандартизация принимает глобальные масштабы. И не только потому, что развивается деятельность международных организаций в области управления качеством. Основной причиной обращения производителей к стандартизированным системам менеджмента качества является повышенное внимание потребителей к качественным сертифицированным продуктам, даже если они имеют более высокую цену по сравнению с другими аналогами. Кроме того, стандартизированный подход к управлению качеством является инструментом регулирования конкурентных отношений на международных рынках. Управление качеством и управление конкурентоспособностью — неразделимые функции менеджмента, основанные на общих принципиальных подходах.
Выполняя функцию регулятора международных конкурентных отношений, стандарты менеджмента качества ISO 9000 при их внедрении на уровне предприятия выявляют ряд проблем, связанных с общими вопросами менеджмента и являющихся причиной низкой эффективности менеджмента качества. Поэтому бизнес-процессы, сопровождающие модернизацию и совершенствование организации производства, не всегда приводят к желаемому уровню повышения эффективности. Повышение качества на заданный уровень определяется качеством содержания аналитической, плановой и контрольной функций менеджмента, реализуемых в рамках стратегического планирования.