Методологические подходы к оптимизации внутриевропейских торговых потоков как к фактору выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза заложены в базовых договорах ЕЭС/ЕС в виде «политики сплочения» («cohesion policy») Евросоюза. Основная цель реализации политики сплочения Европейского союза заключается в поддержке процессов социально-экономического развития на региональном уровне за счёт комплексной компенсации потерь, обусловленных интеграцией отдельных национальных и региональных экономических систем в общеевропейское экономическое пространство. При этом ключевым механизмом выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза является аккумулирование и дальнейшее перераспределение финансовых ресурсов в специальных надгосударственных фондах, деятельность которых направлена на выравнивание относительных торговых преимуществ новых стран-членов ЕС [13].
Оптимизация внутриевропейских торговых потоков является основным фактором выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза и затрагивает одновременно два основных направления. К первому направлению относится принятие «автономных» односторонних мер торгового регулирования, как тарифного характера (в рамках единого для Евросоюза таможенного тарифа), так и нетарифного характера, к которым относятся антидемпинговые меры, введение эмбарго и другие. Ко второму направлению относится заключение двусторонних и многосторонних торгово-экономических соглашений с государствами, не являющимися членами ЕС, а также с международными торгово-экономическими союзами и организациями.
В ходе интенсификации процесса расширения европейской экономической интеграции сформировалась «первая волна» догоняющих экономик, к которым относятся Италия, Греция, Испания и Португалия, обобщаемые евроскептиками сокращением «PIGS» (с 2011 года в печати используется сокращение «PIIGS», где дополнительной букве I соответствует Ирландия). Вторая волна догоняющих экономик включает в себя государства, присоединившиеся к Европейскому союзу в 2004–2013 годах. Таким образом, политический курс на сглаживание существовавших и возникавших в рамках ЕС торгово-экономических дисбалансов сохраняет актуальность и является одной из концептуальных основ процесса европейской интеграции [11].