По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Условия расширения европейской интеграции на современном этапе (методологический аспект)

Горбатенко Елена Юрьевна аспирантка кафедры Мировой экономики, РЭУ им. Г.В. Плеханова Адрес: 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36, E-mail: elena.y.gorbatenko@gmail.com

В данной статье уточняются методологические подходы к оптимизации внутриевропейских торговых потоков как к фактору выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза. Систематизированы принципы и критерии анализа эффективности политики выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза. На основе европейского опыта предложен механизм повышения внешнеэкономической конкурентоспособности России в условиях современных интеграционных процессов.

Литература:

1. Адаманова З.О. Расширение границ ЕС: характер и тенденции // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. — 2014. — № 44. — С. 57–61.

2. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001–2014 годов // Международная экономика. — 2015. — № 11–12.

3. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период // Власть. — 2016. — № 12. — с. 32–39.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля постсоветских стран и позиции России: тренды 2001–2014 годов // Международная экономика. — 2016. — № 2. — с. 14–30.

5. Гладков И.С. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского союза // Международная торговля и торговая политика. — 2015. — № 4. — С. 30–37.

6. Гладков И.С. Международная товарная торговля 2001–2015: тренды и «провалы» 2015 года // Власть. — 2016. — № 6. — С. 92–100.

7. Пискулов Ю.В. Геополитические риски в глобальной экономике и международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. — № 2. — С. 14–21.

8. Пискулов Ю.В. Запад и Россия — вызовы и возможности. Позиция российской науки и бизнеса // Международная экономика. — 2015. — № 7. — С. 4–12.

9. Умерова И.А. Регионализм в условиях глобализации: факторы конкурентоспособности стран Центрально-Восточной Европы // Вестник РУДН. Серия Экономика. — 2009. — № 1. — С. 52–59.

10. Хасбулатов Р.И., Пискулов Ю.В. Новый мировой гуманистический порядок диктует необходимость отбросить политику конфронтации, протекционизма и санкций // Международная торговля и торговая политика. — 2015. — № 2. — С. 19–35.

11. Europe 2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=COM:2010:2020: FIN:EN:PDF (Дата обращения: 01.12.2016)

12. European Commission Joint Research Centre [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/dgs/jrc/index.cfm (Дата обращения: 26.01.2016).

13. Eurostat database [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/data/database (Дата обращения: 01.12.2016).

14. Financial Framework 2007–2013 in figures [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/budget/figures/fin_fwk0713/fwk0713_en.cfm#cf07_13 (Дата обращения: 05.12.2016).

Методологические подходы к оптимизации внутриевропейских торговых потоков как к фактору выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза заложены в базовых договорах ЕЭС/ЕС в виде «политики сплочения» («cohesion policy») Евросоюза. Основная цель реализации политики сплочения Европейского союза заключается в поддержке процессов социально-экономического развития на региональном уровне за счёт комплексной компенсации потерь, обусловленных интеграцией отдельных национальных и региональных экономических систем в общеевропейское экономическое пространство. При этом ключевым механизмом выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза является аккумулирование и дальнейшее перераспределение финансовых ресурсов в специальных надгосударственных фондах, деятельность которых направлена на выравнивание относительных торговых преимуществ новых стран-членов ЕС [13].

Оптимизация внутриевропейских торговых потоков является основным фактором выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза и затрагивает одновременно два основных направления. К первому направлению относится принятие «автономных» односторонних мер торгового регулирования, как тарифного характера (в рамках единого для Евросоюза таможенного тарифа), так и нетарифного характера, к которым относятся антидемпинговые меры, введение эмбарго и другие. Ко второму направлению относится заключение двусторонних и многосторонних торгово-экономических соглашений с государствами, не являющимися членами ЕС, а также с международными торгово-экономическими союзами и организациями.

В ходе интенсификации процесса расширения европейской экономической интеграции сформировалась «первая волна» догоняющих экономик, к которым относятся Италия, Греция, Испания и Португалия, обобщаемые евроскептиками сокращением «PIGS» (с 2011 года в печати используется сокращение «PIIGS», где дополнительной букве I соответствует Ирландия). Вторая волна догоняющих экономик включает в себя государства, присоединившиеся к Европейскому союзу в 2004–2013 годах. Таким образом, политический курс на сглаживание существовавших и возникавших в рамках ЕС торгово-экономических дисбалансов сохраняет актуальность и является одной из концептуальных основ процесса европейской интеграции [11].

Для Цитирования:
Горбатенко Елена Юрьевна, Условия расширения европейской интеграции на современном этапе (методологический аспект). Международная экономика. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: