По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Инициатива прозрачности в добывающих отраслях и расширение границ информационной открытости компаний

Уланов Владимир Леонидович д-р экон. наук, профессор департамента мировой экономики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, E-mail: vulanov@hse.ru

Растущие доходы от добычи природных ресурсов и проблемы бедности в развивающихся странах послужили основой предложений по расширению границ прозрачности в добывающих отраслях. Как следствие, это будет содействовать открытости экономик, инвестиционной привлекательности, доступности дешевых кредитов и т. п. — реализация так называемой инициативы прозрачности в добывающих отраслях (ИПДО). Для российской экономики как экспортно-ориентированной такая работа больше связана с долгосрочной перспективой, так как отсутствие развитых институтов в стране не позволит проверить достоверность преобразований, а расширение границ информационной прозрачности натолкнется на нежелательные международно-правовые последствия участия в ИПДО, положительные результаты участия в условиях антироссийских санкций будут отложены.

Литература:

1. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность в условиях глобализации. Основные направления правоохранительного сотрудничества государств. — 2‑е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ», 2013. — 512 с.

2. Международный валютный фонд, Resource Revenue Transparency Guide (Руководство по прозрачности ресурсных поступлений), Вашингтон, 2009. — 102 с.

3. Международный валютный фонд, Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, Вашингтон, 2007. — 221 с.

4. Стандарт ИПДО 2016. Международный секретариат ИПДО, Осло, 2016. — 62 с.

5. Уланов В.Л. Об индексах и рейтингах компаний минерально-сырьевого сектора экономики // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2015. — № 1. c. 57–63.

6. Уланов В.Л. Мировые тенденции формирования управленческой отчетности // Международная экономика. — 2010. — № 5. — С. 38–45.

7. Уланов В.Л. Оценки развития — стимул реформирования экономической модели России // Промышленная политика в РФ. — 2015. — № 4–6.

8. Устав организации (Statement of Principles and Agreed Actions, EITI). UK Web Archive. UK Government. 2014. — 5 с.

9. Халилова Т.В., Леонтьева Л.С., Гайнуллина Л.Ф. Коррумпированность отношений в сфере природопользования, или «Проклятие природных ресурсов» // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. — № 1. — С. 26–34.

10. Achievements and Strategic Options Evaluation of the Extractive Industries Transparency Initiative Final Report Oslo, 2011. — 229 p.

11. EITI Report 2011 Azerbaijan, 2012. — 56 p.

12. EITI Business Guide How companies can support implementation, 2016. — 37 p

13. EITI Glossary English — Russian, 2015. — 24 p.

14. Gamu J. Extractive industries and poverty: A review of recent findings and linkage mechanisms. Vancouver. The Extractive Industries and Society. — 2015. — P. 162–176.

15. Hilson G. Corporate Social Responsibility in the extractive industries: Experiences from developing countries. Reading. Resources Policy. — 2012. — P. 131–137.

16. Kasekende E. Extractive industries and corruption: Investigating the effectiveness of EITI as a scrutiny mechanism. Cape Town. Resources Policy. — 2016. — P. 117–128.

17. Kolstad Ivar. Is Transparency the Key to Reducing Corruption in Resource-Rich Countries? Bergen. World Development. — 2009. — P. 521–532.

18. Sovacool B.K. Does transparency matter? Evaluating the governance impacts of the Extractive Industries Transparency Initiative (EITI) in Azerbaijan and Liberia. UK. Resources Policy. — 2015. — P. 183–192.

Растущие доходы от добычи природных ресурсов и проблемы бедности в развивающихся странах послужили основой предложений по расширению границ прозрачности в добывающих отраслях, необходимости раскрытия данных, затрагивающих проблемы справедливого распределения богатств (инициатива прозрачности в добывающих отраслях (ИПДО). Предполагается, что реализация инициативы будет содействовать открытости экономик, повышению инвестиционной привлекательности, доступности дешевых кредитов и т. п.

Для российской экономики как экспортно-ориентированной — основная часть доходов которой концентрируется в сырьевом секторе и в торговле — подобные инициативы привлекательны. Хотя уже сейчас информационная открытость является важнейшей составляющей управленческой деятельности многих компаний: большая часть информации о бизнесе формируется в соответствии с требованиями национальных или международных стандартов финансовой отчетности, за образец принимается полнота раскрытия информации конкурентами.

Несмотря на развитие в российской экономике современных управленческих технологий, сопоставление с показателями мировых лидеров указывает на проблемы: индекс восприятия коррупции, индекс деловой активности и другие критерии развития как отдельных компаний, так и экономики в целом требуют принятия неотложных мер [1]. На современном этапе развития российской экономики надежды на быстрое восстановление призрачны [7].

В российской модели развития ощущается превалирование теоретических представлений о развитии экономики над практикой, что во многом объясняется желанием ускорить темпы введения рыночных механизмов и вхождением отечественной экономики в мировые интеграционные процессы с неодинаковой степенью готовности отдельных компаний и далеко не на равных с западными. Ситуация усугубляется недостатком инвестиций и недорогих кредитов. Стоимость финансовых ресурсов высока, а заимствования за рубежом для отечественных компаний, в том числе из‑за снижения ведущими рейтинговыми агентствами оценки привлекательности российского бизнеса, становятся недоступными, в том числе и из‑за антироссийских санкций. Необеспеченность экономики «длинными деньгами» означает при технологически отсталом оборудовании продолжение выпуска неконкурентоспособной продукции, а это ведет к уменьшению инвестиционной привлекательности и затрудняет привлечение инвестиций — замкнутый круг. Поиск путей, повышающих привлекательность российских активов, весьма актуален, рассматриваются все возможные варианты роста. Анализ показывает, что на инвестиционную привлекательность все большее влияние оказывает уровень информационной открытости: расширение границ прозрачности способствует быстрому устранению проблем, снижает информационную асимметрию.

Для Цитирования:
Уланов Владимир Леонидович, Инициатива прозрачности в добывающих отраслях и расширение границ информационной открытости компаний. Международная экономика. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: