Для любой медицинской организации важны роль и значение коммуникаций, потому как должность медицинского работника подразумевает общение как с хорошо знакомыми людьми (коллегами), так и с малознакомыми (пациентами). Особая роль отводится руководителю среднего звена, так как он является связующим звеном между администрацией и подчинёнными, врачами и медицинскими сестрами. Цель. Определить роль и значение коммуникаций в профессиональной деятельности специалистов сестринского дела. Результаты. Проанализирован процесс коммуникаций по вертикали среди среднего медицинского персонала, коммуникационные процессы по вертикали и горизонтали в деятельности руководителя сестринской службы, выявлены аспекты, оказывающие негативное влияние на межличностные коммуникации. Заключение. В деловом общении среднего медицинского персонала центральное место занимает коммуникация профессионального характера. Задача делового общения медицинского персонала — продуктивное сотрудничество, направленное на решение актуальных проблем, совершенствование сестринской практики в медицинской организации.
Особого внимания требует изучение организации работы среднего медицинского персонала и индивидуально-личностных характеристик специалистов сестринского дела как амбулаторной, так и стационарной служб. Цель. Изучение особенностей профессиональных навыков, опыта работы с учетом индивидуально-личностных характеристик, модели поведения старших медицинских сестер учреждения здравоохранения и среднего медицинского персонала. Результаты. Проанализирована научная литература по вопросам управления человеческими ресурсами, изучены основные мотиваторы среднего медицинского персонала амбулаторной и стационарной службы, особенности значимости личностных качеств сотрудников родильного дома и женской консультации, проведена оценка профессиональных качеств руководителей сестринских служб. Заключение. Для представителей среднего медперсонала стационарной службы большую значимость представляют индивидуально-личностные качества, отражающие специфику работы с людьми, в отличие от среднего медперсонала амбулаторной службы, для которых важны индивидуальность, ответственность и самостоятельность.
Стремление к организации пациент-ориентированного подхода во взаимодействии с больными возрастает, поскольку ориентация на потребности пациента становится неотъемлемым элементом качества современной медицинской помощи. Цель. Оценить оказание медицинской помощи детям с ДЦП с использованием различных методов, позволяющих решать потребности не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в его ежедневной реабилитации и социальной адаптации. Результаты. К показателям качества пациент-ориентированного ухода относятся действия пациента и сестринского персонала, определяющие содержание помощи в конкретной клинической ситуации, соблюдение стандартов и алгоритмов сестринской деятельности с учетом партнерского взаимодействия с пациентами и их родственниками, сотрудничество с другими специалистами мультидисциплинарной команды. Заключение. На глобальном уровне Всемирная организация здравоохранения признает пациент-ориентированный подход ключевым в современной оценке качества медицинской помощи. В этой связи качество пациент-ориентированной сестринской деятельности как компонента медицинской помощи определяется тремя основными характеристиками: структурой, процессом и результатом.
По данным ВОЗ, сердечно-сосудистые заболевания — основная причина смерти в мире. Самой частой формой заболевания сердца является ишемическая болезнь сердца (ИБС). ИБС является наиболее острой медицинской проблемой в большинстве стран мира, в том числе и в России, в связи с высокой заболеваемостью, смертностью, стойкой и временной нетрудоспособностью среди наиболее продуктивной части населения, что наносит значительный экономический ущерб современному обществу [1, 2, 3]. Цель. Изучить факторы, влияющие на качество жизни и психическое здоровье больных с ИБС. Результаты. Проанализированы распространенность факторов риска среди больных ИБС, рассмотрено влияние болезни на физическое и эмоциональное состояние больных, показано влияние реабилитационных мероприятий, способствующих улучшению качества жизни пациентов с ИБС. Заключение. Для улучшения качества жизни больных с ИБС необходимо развивать новые формы реабилитационной помощи и методы их финансового обеспечения, создавать реабилитационные центры по месту жительства и работы.
Число пострадавших от ожогов во всем мире, особенно в промышленно развитых странах, неуклонно растет. Высокая смертность в состоянии шока или в ближайшее время после него требует дальнейшего совершенствования организации оказания помощи пациентам, интенсивной терапии и хирургического лечения.
Система здравоохранения в настоящее время — это более трех миллионов работающих, тысячи лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений, десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное бытовое и коммуникационное оборудование, разнообразная медицинская техника, используются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. Во вредных и неблагоприятных условиях труда заняты сотни тысяч работников здравоохранения, в том числе и средние медицинские работники. Вопросы профессиональной безопасности сестринского персонала на рабочем месте определяют уровень качества трудовой жизни специалистов и являются наиважнейшим показателем качества оказываемой медицинской помощи. В связи с этим становится актуальным вопрос о средствах профессиональной защиты средних медицинских работников и соблюдении ими правил профессиональной безопасности.
В статье представлен зарубежный опыт внедрения программы профилактики ИСМП за счет изменения поведения и навыков, полученных в ходе постоянного обучения медицинского персонала. Подчеркнута необходимость и важность создания программ-модулей для каждой целевой аудитории медицинского персонала.