Согласно многим исследованиям, эффективный руководитель от 50 % до 90 % рабочего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается коммуникациями, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решения, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом [1].
Тема коммуникаций актуальна, так как они имеют огромное значение для успеха организации. Опросы показали, что 73 % американских, 63 % английских и 85 % японских руководителей считают плохие коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями [2].
Руководитель сестринской службы — это источник информации для подчинённых, администрации, врачей, а также для внешнего окружения медицинской организации, которые, в свою очередь, являются информационными носителями для него самого. Это значит, что успех любой медицинской организации зависит от эффективности коммуникационного процесса, состояния коммуникационной сети, внутреннего информационного взаимодействия и коммуникационных способностей руководителей всех уровней [3, 4].
Цель исследования: определение роли и значения коммуникаций в профессиональной деятельности специалистов сестринского дела.
Методы исследования: социологический (анкетирование) и статистический методы.
Для проведения исследования были разработаны анкеты с целью:
• изучения коммуникационного процесса по вертикали среди среднего медицинского персонала;
• изучения коммуникационного процесса по вертикали и горизонтали в деятельности руководителя сестринской службы;
• выявления аспектов, оказывающих негативное влияние на межличнос тные коммуник ации среди сестринского персонала.
Применение статистических методов представлено: