По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2404-01

Роль и значение коммуникаций в медицинской организации

Екимова Наталия Алексеевна старшая медицинская сестра, ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени С. П. Боткина» Департамента здравоохранения города Москвы, 125284, г. Москва, пр-д 2-й Боткинский, д. 5, e-mail: ekimovana@internet.ru, https://orcid.org/0000-0002-9742-7005
Изевлина Наталья Леонидовна ассистент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: n.l.izevlina@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4738-4999

Для любой медицинской организации важны роль и значение коммуникаций, потому как должность медицинского работника подразумевает общение как с хорошо знакомыми людьми (коллегами), так и с малознакомыми (пациентами). Особая роль отводится руководителю среднего звена, так как он является связующим звеном между администрацией и подчинёнными, врачами и медицинскими сестрами. Цель. Определить роль и значение коммуникаций в профессиональной деятельности специалистов сестринского дела. Результаты. Проанализирован процесс коммуникаций по вертикали среди среднего медицинского персонала, коммуникационные процессы по вертикали и горизонтали в деятельности руководителя сестринской службы, выявлены аспекты, оказывающие негативное влияние на межличностные коммуникации. Заключение. В деловом общении среднего медицинского персонала центральное место занимает коммуникация профессионального характера. Задача делового общения медицинского персонала — продуктивное сотрудничество, направленное на решение актуальных проблем, совершенствование сестринской практики в медицинской организации.

Литература:

1. Кропотова С. В. Коммуникации в деятельности руководителя сестринской службы /С. В. Кропотова //Медсестра. — Издательство «МЕДИЗДАТ». — 2023. — № 12 (205); С. 32–40.

2. Токояков И. И. Коммуникационная политика медицинских учреждений в современных условиях /И. И. Токояков //Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250); С. 119–121.

3. Хайруллин И. И. Система коммуникации в крупной медицинской организации как фактор повышения её эффективности /И. И. Хайруллин, В. В. Жаворонков, Г. Р. Маннанова //Менеджмент здравоохранения. — 2017. — № 6; С. 22–29.

4. Яковлева И. В. Коммуникация в сфере здравоохранения: управленческий аспект /И. В. Яковлева //Государственное управление. — Электронный вестник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ejournal.spa.msu.ru/vestnik/item/59_2016yakovleva.htm

1. Kropotova S. V. Communications in the activities of the head of nursing service /S. V. Kropotova //Nurse. — Publishing house «MEDIZDAT». — 2023. — No. 12 (205); pp. 32–40. (In Russia)

2. Tokoyakov I. I. Communication policy of medical institutions in modern conditions /I. I. Tokoyakov //Young scientist. — 2019. — No. 12 (250); pp. 119–121. (In Russia)

3. Khairullin I. I. The communication system in a large medical organization as a factor in increasing its efficiency /I. I. Khairullin, V.V. Zhavoronkov, G. R. Mannanova //Healthcare Management. — 2017. — No. 6; pp. 22–29. (In Russia)

4. Yakovleva I. V. Communication in the field of healthcare: managerial aspect /I.V. Yakovleva //Public Administration. — Electronic newsletter. [Electronic resource]. Access mode: http://ejournal.spa.msu.ru/vestnik/item/59_2016yakovleva.htm (In Russia)

Согласно многим исследованиям, эффективный руководитель от 50 % до 90 % рабочего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается коммуникациями, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решения, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом [1].

Тема коммуникаций актуальна, так как они имеют огромное значение для успеха организации. Опросы показали, что 73 % американских, 63 % английских и 85 % японских руководителей считают плохие коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями [2].

Руководитель сестринской службы — это источник информации для подчинённых, администрации, врачей, а также для внешнего окружения медицинской организации, которые, в свою очередь, являются информационными носителями для него самого. Это значит, что успех любой медицинской организации зависит от эффективности коммуникационного процесса, состояния коммуникационной сети, внутреннего информационного взаимодействия и коммуникационных способностей руководителей всех уровней [3, 4].

Цель исследования: определение роли и значения коммуникаций в профессиональной деятельности специалистов сестринского дела.

Методы исследования: социологический (анкетирование) и статистический методы.

Для проведения исследования были разработаны анкеты с целью:

• изучения коммуникационного процесса по вертикали среди среднего медицинского персонала;

• изучения коммуникационного процесса по вертикали и горизонтали в деятельности руководителя сестринской службы;

• выявления аспектов, оказывающих негативное влияние на межличнос тные коммуник ации среди сестринского персонала.

Применение статистических методов представлено:

Для Цитирования:
Екимова Наталия Алексеевна, Изевлина Наталья Леонидовна, Роль и значение коммуникаций в медицинской организации. Медсестра. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: