По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2404-03

Организация пациент-ориентированного ухода за детьми с диагнозом ДЦП в амбулаторных условиях

Пряхина Светлана Яковлевна медицинская сестра педиатрического Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Сергиевская центральная районная больница», 446540, Самарская область, Сергиевский район, с. Сергиевск, ул. Ленина, д. 94, e-mail: svetlana81p@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-8810-7813
Шакирзянова Надежда Константиновна член правления Самарской Региональной Общественной Организации медицинских сестер, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 151, офис 20, e-mail: srooms@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-5481-5762

Стремление к организации пациент-ориентированного подхода во взаимодействии с больными возрастает, поскольку ориентация на потребности пациента становится неотъемлемым элементом качества современной медицинской помощи. Цель. Оценить оказание медицинской помощи детям с ДЦП с использованием различных методов, позволяющих решать потребности не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в его ежедневной реабилитации и социальной адаптации. Результаты. К показателям качества пациент-ориентированного ухода относятся действия пациента и сестринского персонала, определяющие содержание помощи в конкретной клинической ситуации, соблюдение стандартов и алгоритмов сестринской деятельности с учетом партнерского взаимодействия с пациентами и их родственниками, сотрудничество с другими специалистами мультидисциплинарной команды. Заключение. На глобальном уровне Всемирная организация здравоохранения признает пациент-ориентированный подход ключевым в современной оценке качества медицинской помощи. В этой связи качество пациент-ориентированной сестринской деятельности как компонента медицинской помощи определяется тремя основными характеристиками: структурой, процессом и результатом.

Литература:

1. Нектова В. М. Использование игротерапии в сестринской практике при социальной адаптации младших школьников с диагнозом «детский церебральный паралич /В. М. Нектова, Н. А. Касимовская //Научная работа. — Москва. — 2016; С. 12, 14, 37, 38, 48, 49–51.

2. Батышева Т. Т. О детском церебральном параличе для родителей пациентов /Т. Т. Батышева //Методические рекомендации. — Москва. — 2012; С. 14–15.

3. Консон К. Пациент-ориентированный подход в работе медицинской сестры /К. Консон, И. И. Хайруллин, С. Е. Габитова, Е. А. Туголуков, А. В. Сиднев, А. А. Хотинская, М. Гдалевич, Д. В. Невзорова //Менеджер здравоохранения. — 2022. — № 2; С. 25–33.

1. Nektova V. M. The use of play therapy in nursing practice in the social adaptation of junior schoolchildren diagnosed with cerebral palsy /V. M. Nektova, N. A. Kasimovskaya //Scientific work. — Moscow. — 2016; pp. 12, 14, 37, 38, 48, 49–51. (In Russian)

2. Batysheva T. T. About cerebral palsy for parents of patients /T. T. Batysheva //Methodological recommendations. — Moscow. — 2012; pp. 14–15. (In Russian)

3. Konson K. Patient-oriented approach in the work of a nurse /K. Konson, I. I. Khairullin, S. E. Gabitova, E. A. Tugolukov, A. V. Sidnev, A. A. Khotinskaya, M. Gdalevich, D. V. Nevzorova //Healthcare Manager. — 2022. — No. 2; pp. 25–33. (In Russian)

Пациент-ориентированный подход является максимально возможной оптимизацией качества жизни каждого пациента. Роль медицинской сестры заключается не только в грамотной организации всех этапов сестринского процесса в амбулаторных условиях, но и в обучении родственников ребенка базовым и углубленным особенностям ухода [1].

Сестринский уход направлен на достижение наилучших результатов проводимого лечения и повышение качества жизни пациента. Профессиональная практика, основанная на пациент-ориентированном подходе, способствует укреплению здоровья, исцелению, профилактике заболеваний, обеспечивает не только физический, но и психосоциальный комфорт пациента, в том числе — возможность адаптироваться к своему состоянию, справиться с болезнью или инвалидностью [2, 3].

Цель исследования: оценить оказание медицинской помощи детям с ДЦП с использованием различных методов, позволяющих решать потребности не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в его ежедневной реабилитации и социальной адаптации.

Методы исследования: социологический опрос.

В рамках сестринского наблюдения и ухода медицинская сестра должна детально оценивать состояние пациента, продумывать и регистрировать планы своих мероприятий по уходу, уметь наладить более тесный контакт с ребенком и родителями. В беседе важно получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т. п.).

Выделяют три основных аспекта пациент-ориентированного подхода:

1. деликатное отношение к пациенту;

2. осознание пациентом и его семьей ответственности за свое здоровье и привлечение его к сотрудничеству;

3. улучшение взаимодействия пациент-специалист.

Пациент-ориентированный подход основан на том, что решения о приоритетах, цели помощи и объеме усилий, необходимых для её достижения, принимаются специалистами по согласованию с пациентом и его семьей.

Особенности ребенка определяет и оценивает команда врачей, состоящая из невролога, ортопеда, врача лечебной физкультуры, физиотерапевта, логопеда, психолога. В случае наличие у ребенка эпилепсии или эпилептических изменений на ЭЭГ к разработке программы реабилитации подключают врача-эпилептолога.

Для Цитирования:
Пряхина Светлана Яковлевна, Шакирзянова Надежда Константиновна, Организация пациент-ориентированного ухода за детьми с диагнозом ДЦП в амбулаторных условиях. Медсестра. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: