Пациент-ориентированный подход является максимально возможной оптимизацией качества жизни каждого пациента. Роль медицинской сестры заключается не только в грамотной организации всех этапов сестринского процесса в амбулаторных условиях, но и в обучении родственников ребенка базовым и углубленным особенностям ухода [1].
Сестринский уход направлен на достижение наилучших результатов проводимого лечения и повышение качества жизни пациента. Профессиональная практика, основанная на пациент-ориентированном подходе, способствует укреплению здоровья, исцелению, профилактике заболеваний, обеспечивает не только физический, но и психосоциальный комфорт пациента, в том числе — возможность адаптироваться к своему состоянию, справиться с болезнью или инвалидностью [2, 3].
Цель исследования: оценить оказание медицинской помощи детям с ДЦП с использованием различных методов, позволяющих решать потребности не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в его ежедневной реабилитации и социальной адаптации.
Методы исследования: социологический опрос.
В рамках сестринского наблюдения и ухода медицинская сестра должна детально оценивать состояние пациента, продумывать и регистрировать планы своих мероприятий по уходу, уметь наладить более тесный контакт с ребенком и родителями. В беседе важно получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т. п.).
Выделяют три основных аспекта пациент-ориентированного подхода:
1. деликатное отношение к пациенту;
2. осознание пациентом и его семьей ответственности за свое здоровье и привлечение его к сотрудничеству;
3. улучшение взаимодействия пациент-специалист.
Пациент-ориентированный подход основан на том, что решения о приоритетах, цели помощи и объеме усилий, необходимых для её достижения, принимаются специалистами по согласованию с пациентом и его семьей.
Особенности ребенка определяет и оценивает команда врачей, состоящая из невролога, ортопеда, врача лечебной физкультуры, физиотерапевта, логопеда, психолога. В случае наличие у ребенка эпилепсии или эпилептических изменений на ЭЭГ к разработке программы реабилитации подключают врача-эпилептолога.