В настоящее время идет активная дискуссия о выборе пути для российского здравоохранения, вызванная главным образом отсутствием видимых успехов у выбранной в 1991 году страховой модели. И зачастую основные аргументы построены на несопоставимом сравнении советской системы «Семашко», заведомо позитивной, и нынешнего состояния дел в страховой медицине, как правило, «негативного» характера. Как показывает международный опыт, интегральная эффективность национальной системы здравоохранения десяти лидирующих стран достигается как в различных организационно-экономических моделях (страховых, государственных и смешанных), так и при различных общих и общественных подушевых расходах на здравоохранение. Модели рынков медицинских услуг характеризуются многообразием подходов к аккумулированию и распределению средств на оплату медицинских услуг. Определение объемов и способов получения медицинских услуг населением также может осуществляться различными способами. Анализ систем здравоохранения различных стран позволяет понять условия, необходимые для получения положительного результата и различие этих условий, системного и национального характера.
Методические рекомендации подготовлены с целью формирования у врачей организаторов здравоохранения и всех других специальностей системы подготовки к работе в условиях проведения независимой оценки качества работы МедО и оказания методической помощи органам местного самоуправления, общественным советам при указанных органах, ответственным за проведение независимой оценки качества работы медицинских организаций. Методические рекомендации предназначены для руководителей медицинских организаций, врачей всех специальностей, ответственных за проведение независимой оценки качества работы медицинских организаций, а также для слушателей кафедр, которые занимаются в системе дополнительного профессионального образования по специальности организация здравоохранение и общественное здоровье.
В конце 2014 года вышли в свет методические рекомендации по использованию клинико-статистических групп заболеваний при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных и стационарозамещающих условиях в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Это дальнейшее развитие отечественного метода формирования и использования диагностически родственных групп заболеваний, получившее признание во всех экономически развитых странах. КСГ версии 2015 года (третья версия) включают в себя 258 ценовых позиций и предназначены для использования в условиях стационара и дневного стационара, как для взрослых, так и для детей. В статье рассмотрены особенности применения КСГ в практике регионального здравоохранения для целей планирования и финансирования медицинской помощи.
В декабрьском ежегодном послании Президент Российской Федерации В.В. Путин определил основные причины «пробуксовки» страховых реформ российского здравоохранения и направления дальнейшего развития: «Что касается системы здравоохранения, то в течение следующего года здесь необходимо завершить переход к страховым принципам, отладить все механизмы, чтобы не было сбоев … мы давно этим занимаемся, но по-настоящему страховая медицина так и не заработала». Причины недостаточной динамики страховых реформ в отечественном здравоохранении необходимо искать в практике реализации страховых принципов, заложенных в отечественное законодательство. Взаимодействие участников ОМС: территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских организаций и страховых медицинских организаций по управлению страховыми и финансовыми рисками на основе принципов менеджмента качества позволит обеспечить доступность качественной медицинской помощи и повысить финансовую эффективность системы ОМС. Анализ региональных практик по результатам контроля объемов, сроков, условий и качества оказания медицинской помощи позволяет выявить сильные и слабые стороны моделей планирования, оплаты, тарификации медицинской помощи и информационного взаимодействия участников и субъектов ОМС. Механизм контроля СМО должен стать одним из рычагов управления качеством медицинской помощи.
Государственные гарантии в сфере медицинских услуг, определенные федеральным законом 323-ФЗ по структуре и содержанию медицинской помощи впервые были оформлены Постановлением Правительства РФ на 1999 год. За прошедшие 17 лет в системе здравоохранения изменились принципы финансирования медицинской помощи, определяющие для стационарной помощи законченный случай для планирования и оплаты. С 2013 года была оформлена единица планирования и оплаты — клинико-статистическая группа. В статье рассмотрены практические подходы к объективной оценке стоимости ресурсного обеспечения необходимого для лечения заболеваний (проведения операций) объединенных в КСГ.