В некоторых организационно-экономических моделях функции сбора и объединения ресурсов, оплаты и предоставления медицинских услуг осуществляются в рамках одной организационной структуры. Примером могут служить органы управления здравоохранением уровня провинции в Канаде, которые аккумулируют и объединяют налоговые поступления. Эти структуры самостоятельно распределяют средства по подведомственным медицинским организациям, не привлекая сторонние организации. В других моделях функции привлечения, объединения ресурсов и приобретения медицинских услуг могут осуществляться в рамках одной организационной структуры, а медицинские услуги предоставляться сторонними организациями. Примером могут служить страховые фонды Франции, которые привлекают и аккумулируют бюджет на здравоохранение из страховых взносов населения и приобретают медицинские услуги у частных больниц или врачей узкой практики. Даже в рамках одной модели предоставления медицинских услуг существует множество комбинаций осуществления указанных функций. Принимая во внимание уникальность каждого рынка медицинских услуг, можно выделить ряд общих функций, отражающих основные черты любой модели предоставления медицинских услуг:
• сбор средств;
• объединение средств;
• оплата услуг;
• предоставление услуг.
Данная классификация позволяет выявить схожие параметры, присущие всем моделям предоставления медицинских услуг, и в то же время отметить многообразие подходов к реализации этих функций (рис. 1).
Колонка в центре рисунка 1 отражает поток собранных системой средств, направленных от источников финансирования к больницам и врачам, которые оказывают медицинские услуги. Концепция унифицированной модели рынка подразумевает, что собранные средства — это те ресурсы, которые могут быть аккумулированы в интересах всего населения. Фактически, концепция демонстрирует поток средств через четыре функции рынка. При этом финансирование не всегда должно проходить через четыре отдельных организационных структуры. Некоторые из изображенных функций могут быть выражены нечетко, но они всегда присутствуют на любом рынке медицинских услуг. Горизонтальные стрелки показывают, каким образом каждая из функций рынка соотносится с конечными потребителями медицинских услуг.