С 1 января 2020 года вводится в действие Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности». Он затронет и государственные/муниципальные бюджетные и автономные учреждения. В статье рассматриваются основные положения данного стандарта, влияющие на учет в государственных и муниципальных бюджетных или автономных учреждениях. В частности, раскрыты особенности отражения бюджетной информации в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово‑хозяйственной деятельности, Отчете об обязательствах учреждения и Пояснительной записке к Балансу учреждения.
С 1 января 2020 года вступает в силу новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (в том числе организаций здравоохранения) «Запасы», регламентирующий учет материальных запасов и незавершенного производства. Стандартом вносится ряд существенных изменений в бухгалтерский учет запасов, касающихся прежде всего определения первоначальной стоимости данных активов, а также их последующей оценки. В настоящей статье на многочисленных примерах проиллюстрированы регламентации указанного федерального стандарта.
С 1 января 2019 года применяется ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278 н. Составление отчетности нужно применять начиная с отчетности 2019 года (в части положений о производных финансовых инструментах — с отчетности 2020 года). Стандарт устанавливает методические основы формирования субъектами отчетности отчетов (ф. 0503723, 0503123). Формы данных отчетов и построчный порядок их заполнения приведены в инструкциях № 33 н, 191 н соответственно. Разъяснения по применению данного документа приведены в Методических рекомендациях, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02–06–07/62483. В статье обратим внимание на их основные положения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258 н, вступил в силу 1 января 2018 года. Согласно ему, арендные отношения могут возникать в рамках операционной и неоперационной (финансовой) аренды. Что подразумевается под операционной и финансовой арендой? Как организовать учет в рамках такой аренды? Как сформировать входящие остатки по объектам учета операционной и финансовой аренды? В данной статье ответим на эти вопросы исходя из положений стандарта, а также Методических указаний по его применению, доведенных письмами Минфина России от 13.12.2017 № 02–07–07/83463, № 02–07– 07/83464.
Обязанность по ведению раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость предусмотрена налоговым законодательством в отношении всех категорий плательщиков данного налога. Практическая значимость такого порядка обусловлена необходимостью корректного исчисления сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, за налоговый период с учетом законодательно внесенных в период 2018–2019 годов изменений. Особую актуальность практического применения вызывает порядок «правила 5%» — возможности принятия «входящих» сумм НДС к вычету в отношении облагаемых и не подлежащих налогообложению хозяйственных операций на основе действующих рекомендаций Минфина России. Для хозяйствующих субъектов методические аспекты раздельного учета сумм НДС являются наиболее сложными. В связи с этим медицинские организации, осуществляющие различные виды деятельности, как облагаемые, так и не облагаемые налогом, вправе актуализировать учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета. На основании практических примеров деятельности налогоплательщиков рассмотрены основные методические подходы к общему порядку ведения раздельного учета налога на добавленную стоимость, которые могут быть применены при формировании учетной политики по операциям, облагаемым и не облагаемым налогом, в разрезе видов деятельности, осуществляемых медицинскими организациями.
Необходимость «электронного взаимодействия учреждений», указанная в Послании Президента РФ в 2019 году [6], определяет на ближайшие годы меры повышения доступности медицины. В статье рассмотрены практические вопросы, возникающие в процессе реализации этих мер, в том числе применение ИТ-технологий и связанные с этим вопросы обеспечения сохранности имущества, форм телемедицины, включая особенности дистанционного использования квалифицированных медицинских работников.
Статья посвящена изменениям, которые с 9 июня 2019 года вносятся в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения к ответственности бухгалтеров организаций бюджетной сферы за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. Выявлены основные направления данных новаций: искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности предлагается структурировать — их поделили на незначительное, значительное и грубое и для каждого вида предусмотрели отдельный размер санкций.