По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 ВАК 08.00.12

Цифровизация здравоохранения: особенности организации

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e‑mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e‑mail: avpra@mail.ru

Необходимость «электронного взаимодействия учреждений», указанная в Послании Президента РФ в 2019 году [6], определяет на ближайшие годы меры повышения доступности медицины. В статье рассмотрены практические вопросы, возникающие в процессе реализации этих мер, в том числе применение ИТ-технологий и связанные с этим вопросы обеспечения сохранности имущества, форм телемедицины, включая особенности дистанционного использования квалифицированных медицинских работников.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/.

5. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_221184/.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_318543/.

7. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751294/.

8. Приказ Минздрава России от 22.01.2018 № 26н «Об утверждении перечня особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву России» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: https://minjust.consultant.ru/ documents/38375.

9. Письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-04-06/61300 «О налогообложении НДФЛ доходов работника, работающего дистанционно» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://help-hr.ru/catalog/telework/element.php?ID=3424.

10. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12.08.2013 № 03-04-06/32676 «О подтверждении налогового статуса физического лица» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70335254/.

11. Зацаринная, Е.И., Проданова, Н.А. Учет труда медицинских работников и его оплаты / Е.И. Зацаринная, Н.А. Проданова // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 5. — С. 23–34. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

Цифровое здравоохранение в России, по мнению специалистов1 , «должно обеспечить граждан доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, технологичности и безопасности; повысить эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с установленными Минздравом России нормативами». Вместе с тем можно согласиться с мнением2 , что цифровая медицина, в частности интернет-консультации для граждан по вопросам своего здоровья, развитие телемедицинских систем, создание хранилищ медицинских данных, дистанционная торговля лекарственными препаратами и электронный документооборот, не должна замещать те услуги в области здравоохранения, которые требуют персонального участия врача.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»3 Правительство Российской Федерации должно обеспечить «ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере». Для достижения указанных целей по оптимизации оказания медицинских услуг указом поставлены конкретные задачи, в частности:

— завершить формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;

— создать механизмы взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Цифровизация здравоохранения: особенности организации. Бухучет в здравоохранении. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: