Изменения действующего налогового законодательства с 2025 года разновекторно повлияли на различные категории субъектов МСП, прежде всего применяющих специальный налоговый режим — УСН, по причине введения обязанности по уплате косвенного налога — НДС, если величина фактически полученной выручки в течение года превысит 60 млн руб. Проведенное исследование методом сплошной выборки в отношении 200 компаний, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории двух субъектов РФ — Республики Татарстан и Московской области, позволило оценить уровень налоговой нагрузки за 2024 год в отношении плательщиков, применяющих как общий режим, так и УСН. С учетом поручения Президента РФ о возможности пересмотра условий применения УСН с 2026 года в отношении торговых организаций следует отметить, что для плательщиков, применяющих УСН, уровень фактической налоговой нагрузки не превышал нормативного значения, установленного на 2024 год ФНС России в размере 4,3%. Вместе с тем для плательщиков с диапазоном полученной выручки от реализации от 150 до 450 млн руб. фактическая налоговая нагрузка составила 1,55%. В этой связи таким категориям плательщиков необходимо пересмотреть действующую ценовую политику на реализуемые товары, а также провести налоговую диагностику текущей деятельности с целью оптимального выбора применяемой ставки по НДС — основной или пониженной в зависимости от вида предпринимательской деятельности. В отношении строительных компаний проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что для таких категорий плательщиков, применяющих как общий режим, так и УСН, уровень фактической налоговой нагрузки не превышал нормативного значения, установленного на 2024 год ФНС России в размере 14,4%. Вместе с тем для плательщиков по общему режиму с диапазоном полученной выручки от реализации от 150 до 450 млн руб. фактическая налоговая нагрузка составила 4,78%. При этом строительные организации с диапазоном выручки свыше 60 млн руб. с целью оптимального выбора вправе выбрать применяемую ставку по НДС — основную или пониженную. В том случае если организация выбрала основную ставку НДС, то подрядная строительная организация имеет право на получение налогового вычета, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг) в полном размере. В случае если организация выбрала пониженную ставку НДС, то она имеет право на получение компенсации собственных затрат в отношении сумм налога, полученных от поставщиков товаров (работ, услуг), дополнительно указав в смете исчисленную сумму НДС по пониженной ставке. Важным аспектом проводимой налоговой политики компании является необходимость учитывать влияние налоговых рисков в целом при применении оптимизации по уплате налогов, сборов и взносов, включая дробление бизнеса.