По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.14

Новации налогового законодательства по УСН для торговых и строительных организаций

Алексей Юрьевич Корнейчук магистрант кафедры государственных и муниципальных финансов, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Россия, 115054, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), специалист отдела поддержки клиентов малого бизнеса, АО «Тбанк» (Россия, 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 26), ORCID: 0009-0009-3665-3648, forsago@mail.ru
Ахмадеев Равиль Габдуллаевич канд. экон. наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, 115054, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, ORCID: 0000-0002-7526-0144, ahm_rav@mail.ru

Изменения действующего налогового законодательства с 2025 года разновекторно повлияли на различные категории субъектов МСП, прежде всего применяющих специальный налоговый режим — УСН, по причине введения обязанности по уплате косвенного налога — НДС, если величина фактически полученной выручки в течение года превысит 60 млн руб. Проведенное исследование методом сплошной выборки в отношении 200 компаний, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории двух субъектов РФ — Республики Татарстан и Московской области, позволило оценить уровень налоговой нагрузки за 2024 год в отношении плательщиков, применяющих как общий режим, так и УСН. С учетом поручения Президента РФ о возможности пересмотра условий применения УСН с 2026 года в отношении торговых организаций следует отметить, что для плательщиков, применяющих УСН, уровень фактической налоговой нагрузки не превышал нормативного значения, установленного на 2024 год ФНС России в размере 4,3%. Вместе с тем для плательщиков с диапазоном полученной выручки от реализации от 150 до 450 млн руб. фактическая налоговая нагрузка составила 1,55%. В этой связи таким категориям плательщиков необходимо пересмотреть действующую ценовую политику на реализуемые товары, а также провести налоговую диагностику текущей деятельности с целью оптимального выбора применяемой ставки по НДС — основной или пониженной в зависимости от вида предпринимательской деятельности. В отношении строительных компаний проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что для таких категорий плательщиков, применяющих как общий режим, так и УСН, уровень фактической налоговой нагрузки не превышал нормативного значения, установленного на 2024 год ФНС России в размере 14,4%. Вместе с тем для плательщиков по общему режиму с диапазоном полученной выручки от реализации от 150 до 450 млн руб. фактическая налоговая нагрузка составила 4,78%. При этом строительные организации с диапазоном выручки свыше 60 млн руб. с целью оптимального выбора вправе выбрать применяемую ставку по НДС — основную или пониженную. В том случае если организация выбрала основную ставку НДС, то подрядная строительная организация имеет право на получение налогового вычета, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг) в полном размере. В случае если организация выбрала пониженную ставку НДС, то она имеет право на получение компенсации собственных затрат в отношении сумм налога, полученных от поставщиков товаров (работ, услуг), дополнительно указав в смете исчисленную сумму НДС по пониженной ставке. Важным аспектом проводимой налоговой политики компании является необходимость учитывать влияние налоговых рисков в целом при применении оптимизации по уплате налогов, сборов и взносов, включая дробление бизнеса.

Литература:

1. Оробинская И.В., Пыльцина М.В. Налоговая реформа 2025 г.: ключевые изменения и проблемные аспекты для бизнеса и граждан РФ // Финансовый бизнес. — 2025. — № 4 (262). — С. 145–149.

2. Лысенко М.В., Лысенко Н.В. Бизнес-сегментирование налоговой нагрузки компаний (предприятий) в современных условиях хозяйствования // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2025. — № 6. — С. 110–114.

3. Евсюкова Т.Г. Актуальные аспекты применения упрощенной системы налогообложения в 2025 году // Russian Journal of Management. — 2025. — Т. 13, № 4. — С. 141–152.

4. Леонова О.А. Некоторые аспекты применения упрощенной системы налогообложения // Аудиторские ведомости. — 2024. — № 2. — С. 182–186.

5. Буздалина О.Б. Современные тенденции в оценке фискального пространства // Вестник Московского университета МВД России. — 2025. — № 1. — С. 179–184.

6. Юлгушева Л.Ш. Роль международных договоров в совершенствовании налогового контроля // Финансы. — 2023. — № 2. — С. 35–42.

7. Масленникова А.В., Потемкина Н.В. Влияние налогового администрирования на экономический рост // Вестник Российского Нового университета. Серия: Человек и общество. — 2025. — № 2. — С. 5–14.

8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 16.07.2025).

9. Аналитические материалы компании «Комплаенс решения» [Электронный ресурс]. — URL: https://taxprof.pro/blog/analiticheskie_materialy (дата обращения: 18.07.2025).

1. Orobinskaya I.V., Pyl’tsina M.V. Tax reform 2025: key changes and problematic aspects for business and citizens of the Russian Federation // Financial business. — 2025. — No. 4 (262). — Р. 145–149.

2. Lysenko M.V., Lysenko N.V. Business segmentation of the tax burden of companies (enterprises) in modern economic conditions // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. — 2025. — No. 6. — Р. 110–114.

3. Evsyukova T.G. Actual aspects of the application of the simplified taxation system in 2025 // Russian Journal of Management. — 2025. — V. 13 (4). — Р. 141–152.

4. Leonova O.A. Some aspects of the application of the simplified taxation system // Audit reports. — 2024. — No. 2. — Р. 182–186.

5. Buzdalina O.B. Modern trends in assessing the fiscal space // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2025. — No. 1. — Р. 179–184.

6. Yulgusheva L.Sh. The role of international treaties in improving tax control // Finance. — 2023. — No. 2. — Р. 35–42.

7. Maslennikova A.V., Potemkina N.V. The impact of tax administration on economic growth // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. — 2025. — No. 2. — Р. 5–14.

8. Unified register of small and medium-sized businesses [Electronic resource]. — URL: https://rmsp.nalog.ru (date of access 16.07.2025).

9. Analytical materials of the company “Compliance Solutions” [Electronic resource]. — URL: https://taxprof.pro/blog/analiticheskie_materialy (date of access 18.07.2025).

Роль субъектов малого бизнеса (далее — МСП) в отечественной экономике сложно переоценить, поскольку данный сегмент экономики участвует наравне с крупнейшими налогоплательщиками, обеспечивая гибкость и динамичность экономики, а также способствует формированию дополнительных рабочих мест и более гибко внедряет инновационные процессы небольшого масштаба с учетом сложившихся макроэкономических обстоятельств периода 2023–2025 годов. Согласно данным Росстата, по итогам 2023 года на малый и средний бизнес приходится до 1/4 ВВП страны, что в большей степени свидетельствует о необходимости его государственной поддержки в целях участия в формировании валового национального продукта1. Кроме того, субъекты МСП способствуют диверсификации экономики, уменьшая зависимость от крупных игроков, а также влияют на уровень конкурентоспособности на рынке, что последовательно приводит к улучшению качества предлагаемых продукции, товаров (услуг). Также субъекты МСП активно участвуют в социально значимых проектах и способствует повышению уровня жизни на региональному уровне, где крупнейшие плательщики представлены незначительно.

В этой связи экономическая сущность роли субъектов МСП заключается в их способности адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечивая гибкость производства посредством расширения предложения об уникальных товарах, включая отдельные из них из категории подлежащих импортозамещению [1; 2].

Таким образом, финансово-хозяйственная деятельность субъектов МСП характеризуется следующими особенностями: самостоятельностью, то есть способностью принимать оперативные решения по причине кризисных проявлений в экономике; гибкостью, то есть способностью быстрее адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры; ограниченностью ресурсов — трудовых, материальных, финансовых и т.д., что в большей степени требует от предпринимателей эффективного их использования. Перечисленные основные особенности позволяют сделать вывод о значимости роли субъектов МСП в качестве одного из важных элементов системы рыночных отношений [3]. Вместе с тем введение изменения налогового законодательства с 2025 года разновекторно повлияло на различные категории субъектов МСП, прежде всего применяющих специальный налоговый режим — УСН, по причине введения обязанности по уплате косвенного налога — НДС, если величина фактически полученной выручки в течение года превысит 60 млн руб., что в большей степени способно повлиять на уровень конкурентоспособности в данном сегменте для различных категорий хозяйствующих субъектов [4].

Для Цитирования:
Алексей Юрьевич Корнейчук, Ахмадеев Равиль Габдуллаевич, Новации налогового законодательства по УСН для торговых и строительных организаций. Бухучет в строительных организациях. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: