УДК: 336.221 ВАК 08.00.10–08.00.12
Терминология понятий «группа компаний», «консолидированная группа», «корпорация», «холдинг» используется в сфере коммерческого и налогового права, законодательства, регулирующего бухгалтерский учет. Однако объединяющего общего подхода нет, и в большей степени он определяется отраслевой спецификой. В статье проведено исследование разнообразия подходов к формированию групп, а также целей их создания, что предопределило необходимость более глубокого исследования практики таких образований с учетом экономической среды функционирования бизнеса и особенностей доступа информации для заинтересованных стейкхолдеров. Было определено, что для строительных холдингов характерно обеспечение кругового цикла осуществляемых работ. При этом характерным отличием строительного бизнеса являются концентрация в вертикально интегрированные группы и стремление к монополизации. По результатам проведенного исследования была разработана модель групп компаний, которая может быть применена в налоговом законодательстве для формирования консолидированных групп налогоплательщиков. Предложен формульный вариант распределения налоговой базы, учитывающий специфику их деятельности, с учетом рекомендаций по повышению информативности финансовой отчетности. Предложенный порядок существенно повысит информативность финансовой отчетности и обеспечит доступ для внешних пользователей, оценивающих налоговые риски и экономические эффекты компании.