По своему потенциалу Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, Организация) относится к крупнейшим региональным многосторонним объединениям государств. 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге главы государств ШОС в развитие ранее принятой в 2001 г. Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества подписали Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС). Указанное Соглашение зафиксировало задачи и функции РАТС как постоянно действующего органа Организации, в статусе юродского лица, по содействию координации и взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Помимо задач и функций, Соглашение определило и её структуру в виде Совета РАТС ШОС, руководящего органа, принимающего обязательные к исполнению решения, а также Исполнительного комитета РАТС ШОС, постоянно действующего рабочего органа, осуществляющего ежедневную работу по координации взаимодействия. На сегодняшний день документы, подготовленные РАТС по антитеррористической тематике, регулярно обсуждаются и получают высокую оценку и одобрение высшего руководства стран на Совете глав-государств и Совете глав-правительств государств-членов ШОС. Как закономерный итог ежедневной, практически двадцатилетней работы, Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества, пройдя уникальный, не имеющий действенных аналогов путь становления, стала играть и занимать на транснациональной арене особое значимое место в системе международных региональных органов, отвечающих за борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Вместе с тем, существующая динамика развития ситуации в мире свидетельствует о сохранении имеющихся угроз и возникновении новых вызовов безопасности. Новые вызовы и угрозы, в том числе подпитываемые сторонними для региона геополитическими факторами, не всегда носят явный и очевидный характер, а поиск инструментов и выработка приемов для их парирования остаются трудо- и ресурсозатратными. В этих условиях требуется несимметричный ответ, который позволит сократить время и сохранить силы для ответной реакции. Резерв такой оптимизации, по нашему мнению, видится в определенной корректировке принятой методологии взаимодействия (способов организации и построения деятельности) Исполнительного комитета РАТС ШОС с компетентными органами государств–членов Организации путем возложения на него ряда новых задач.