В течение последних десятилетий мировая общественность ставит на передний план во внешнеполитических отношениях аспект восприятия государства другими акторами международных отношений. Имиджевая составляющая — движущая сила того, как государства рассматриваются и оцениваются другими международными субъектами.
Имидж формируется не только благодаря воздействию стихийных факторов и системе выработанных научных знаний, но и целенаправленной работе информационной политики специализированных структур [1]. Государства инициируют проекты построения и продвижения своего позитивного имиджа с целью улучшения внутреннего социального положения и идентификации себя с материальным прогрессом.
Имидж может выступать в роли:
1) стратегического фактора и инструмента в межгосударственных политико-экономических делах;
2) ресурса, который проецируется через общественное мнение и является альтернативным способом взаимодействия;
3) средства решения вопросов привлекательности и конкурентоспособности государства на международной арене;
4) возможности налаживания итерации между объектом и субъектом как внутри государства, так и за рубежом;
5) источника идеологической концепции «мягкой/умной» силы.
В условиях дестабилизации установленной иерархии в транснациональном пространстве имидж государства играет функцию важнейшего политического инструмента. Привлекательный имидж способствует продвижению национальных интересов и привлечению иностранных инвестиций. Негативный имидж или неправильная его интерпретация целевыми аудиториями наоборот порождает целый комплекс проблем в различных контекстах и сферах жизнедеятельности государства.
Актуальность проблемы объясняется тем, что в период коронавируса и эпоху информационных технологий имидж особенно влияет на репутацию государства, доверие со стороны мирового сообщества, политическую привлекательность на глобальном рынке, международный статус. Усиление внимания к проблеме имиджа России связано с тем, что правительство РФ активно работает по направлениям гуманитарной помощи и вакцинной дипломатии с целью проецирования благоприятного имиджа и повышения уровня конкурентоспособности на международной арене.