Уровень производственного травматизма в организациях, выполняющих работы по освоению лесов, является одним из самых высоких среди отраслей экономики. С учетом этого аспекта систематизация знаний и практического опыта по управлению снижением производственного травматизма при выполнении работ по освоению лесов имеет большое практическое значение. В статье рассмотрен практический опыт управления снижением производственного травматизма, выработанный в деятельности по реализации инвестиционных проектов по освоению лесов Сахалинской области. Представленный авторами подход основан на систематизации требований к безопасному выполнению работ на различных этапах исполнения проекта на основе имеющихся знаний о действующих опасных и вредных факторах, возникающих в процессе выполнения работ различного вида, оказывающих влияние как на работников организаций, так и на производственную среду, а также на процесс и результат реализации проекта* .
В статье рассматриваются вопросы разработки методического подхода к проектированию оборудования для использования в процессах лесозаготовки (например, в работах по реализации инвестиционных проектов по освоению лесов). Авторами разработан и представлен подход к проектированию современного оборудования и специальной техники, включающий в себя все этапы: от организации исследования до разработки, проектирования, конструирования и производства. Предложенный подход в своей основе полагается на результаты оценки профессиональных рисков для условий, в которых техника и оборудование будут применяться, а влияние человеческого фактора предлагается учитывать через структурированный процесс взаимодействия, получения обратной связи о работе оборудования, позволяющий получать дополнительные данные о параметрах оборудования (узлов, рабочих органов, агрегатов и т. п.) и на этой основе уменьшить до минимальных значений вероятность получения травмы, а также учитывать особенности влияния на процесс и результат труда поведения человека (человеческого фактора)* .
Представлена методика оценки напряженно-деформированного состояния ROPS при боковом нагружении, позволяющая на стадии проектирования и доводки оценить энергопоглощающие свойства ROPS с минимальной затратой времени, что, в свою очередь, позволяет судить о качестве разрабатываемого защитного устройства и степени обеспечения безопасных условий труда оператора при эксплуатации создаваемой машины в будущем. Методика оценки напряженно-деформированного состояния ROPS кабины колесного трелевочного трактора при боковом нагружении с учетом влияния технологических дефектов позволяет оценивать величину предельной длины дефекта и нагрузки* .
Большая часть лесозаготовительных предприятий Российской Федерации относится к мелким и выполняет малообъемные лесозаготовки. Такие предприятия часто используют колесные сельскохозяйственные тракторы, которые в сложных условиях эксплуатации могут переоснащаться в полугусеничный ход. В статье выполнен анализ экологической эффективности колесных тракторов на полугусеничном ходу* .
Целью экспериментальных исследований, представленных в данной статье, являлась оценка эффективности устройства защиты кабины (защитной рамы) колесного трелевочного трактора при его опрокидывании. В результате построена зависимость «усилие — деформация» и определении энергии, поглощаемой устройством защиты при боковом нагружении. Объект испытаний — макетный образец защитной рамы кабины колесного трелевочного трактора, выполненный в уменьшенном масштабе (М 1:4).*