По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630*37:004 DOI:10.33920/pro-05-2305-05

Экспериментальная проверка адекватности математической модели напряженно-деформированного состояния защитного устройства кабины колесного скиддера

Скобцов И.Г. кафедра транспортных и технологических машин и оборудования, Петрозаводский государственный университет
Куницкая О.А. кафедра технологии и оборудования лесного комплекса, Арктический государственный агротехнологический университет, e-mail: ola.ola07@mail.ru

Целью экспериментальных исследований, представленных в данной статье, являлась оценка эффективности устройства защиты кабины (защитной рамы) колесного трелевочного трактора при его опрокидывании. В результате построена зависимость «усилие — деформация» и определении энергии, поглощаемой устройством защиты при боковом нагружении. Объект испытаний — макетный образец защитной рамы кабины колесного трелевочного трактора, выполненный в уменьшенном масштабе (М 1:4).*

Литература:

1. Богданов А.С., Григорьева О.И.Обучение и проверка знаний по охране труда операторов лесных машин // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2023. № 2. С. 31-36.

2. Каляшов В.А., Григорьев И.В., Григорьева О.И. Инновационные методы освоения горных лесосек // Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы Ю.А. Безруких, Е.В. Мельникова. Красноярск, 2022. С. 88-92.

3. Каляшов В.А., Куницкая О.А., Григорьева О.И. Современные технологии и системы машин для заготовки древесины на склонах // Лесная инженерия, материаловедение и дизайн. материалы 86-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием). Минск, 2022. С. 46-49.

4. До Т.А., Злобина Н.И., Каляшов В.А., Новгородов Д.В., Григорьева О.И., Хитров Е.Г. Обоснование технологических параметров, связанных с тягово-сцепными свойствами гусеничной машины, работающей на склоне // Деревообрабатывающая промышленность. 2022. № 2. С. 3-12.

5. До Т.А., Григорьев Г.В., Каляшов В.А., Новгородов Д.В., Григорьева О.И., Хитров Е.Г.Оценка тягово-сцепных свойств движителя лесной гусеничной машины, работающей на склоне // Системы. Методы. Технологии. 2022. № 2 (54). С. 78-84.

6. Григорьев И.В., Цыгарова М.В., Жукова А.И., Лепилин Д.В., Есин Г.Ю. Планирование эксперимента при исследовании взаимодействия трелевочной системы с волоком // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Лес. Экология. Природопользование. 2011. № 2. С. 47-54.

7. Григорьев И.В., Никифорова А.И., Пелымский А.А., Хитров Е.Г., Хахина А.М. Экспериментальное определение времени релаксации напряжений лесного грунта // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2013. № 8 (137). С. 77-80.

8. ГОСТ Р ИСО 8082 – 2005 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты при опрокидывании. Требования безопасности и методы испытаний

9. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб пособие для втузов. – Изд. 7-е, стереотипное. – М.: Высш. шк., 2001 – 479 с.

Для трелевочных тракторов характерная аварийная ситуация – падение на кабину деревьев, а также удар о грунт боковой кромкой кабины при опрокидывании трактора [1-5]. Поэтому метод испытаний имитировал в определенной последовательности боковое нагружение защитного устройства кабины этого типа машин на стенде.

Испытания проводились в лаборатории механики Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). В перерывах между нагружениями не допускался какойлибо ремонт или правка деформированных деталей объекта испытаний.

Схема макетного образца защитной рамы представлена на рисунке 1. Характеристики «деформация – усилие» определялись приложением боковой нагрузки к верхнему продольному элементу защитной рамы. Установка для испытаний должна была позволять регистрировать следующие параметры: усилие, прикладываемое к устройству защиты; линейные деформации в точке приложения нагрузки. Погрешность измерений – в соответствии с указанной в таблице 1.

Программа испытаний предусматривала оценку энергопоглощающих свойств защитного каркаса кабины трелевочного трактора и включала определение следующих основных параметров: линейной деформации Δ; усилия, прикладываемого к устройству защиты F; потенциальной энергии деформирования U.

Макетный образец устройства защиты устанавливался на стенде с помощью специального приспособления (рисунки 2-4), жесткость которого в вертикальной плоскости значительно превышала жесткость макета защитного устройства.

В качестве испытательного стенда использовалась разрывная машина Р-5, которая служит для определения механических свойств материалов, а также для испытаний деталей, сборочных единиц и изделий путём повреждения или разрушения. Разрывная машина имеет нагружающее устройство и измерительные приборы. Нагружающее устройство механическое с несколькими постоянными скоростями деформирования. Измерительные приборы механические рычажно-маятниковые, регистрируют усилия и деформации на различных стадиях испытаний; имеется диаграммный аппарат, записывающий процесс в координатах «нагрузка — деформация». Пределы измерения усилий представлены в таблице 3. Погрешности показаний приборов для измерения усилия ±1%, а погрешность записи на диаграммном аппарате ±2%. Кинематическая схема разрывной машины Р-5 представлена на рисунке 3.

Для Цитирования:
Скобцов И.Г., Куницкая О.А., Экспериментальная проверка адекватности математической модели напряженно-деформированного состояния защитного устройства кабины колесного скиддера. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: