По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630*37:004 DOI:10.33920/pro-05-2305-03

Математическая модель напряженно-деформированного состояния защитного устройства кабины колесного скиддера

Скобцов И.Г. кафедра транспортных и технологических машин и оборудования, Петрозаводский государственный университет
Куницкая О.А. кафедра технологии и оборудования лесного комплекса, Арктический государственный агротехнологический университет, e-mail: ola.ola07@mail.ru

Представлена методика оценки напряженно-деформированного состояния ROPS при боковом нагружении, позволяющая на стадии проектирования и доводки оценить энергопоглощающие свойства ROPS с минимальной затратой времени, что, в свою очередь, позволяет судить о качестве разрабатываемого защитного устройства и степени обеспечения безопасных условий труда оператора при эксплуатации создаваемой машины в будущем. Методика оценки напряженно-деформированного состояния ROPS кабины колесного трелевочного трактора при боковом нагружении с учетом влияния технологических дефектов позволяет оценивать величину предельной длины дефекта и нагрузки* .

Литература:

1. Григорьев И. В., Григорьева О. И., Чураков А. А. Эффективные технологии и системы машин для малообъёмных заготовок древесины // Энергия: экономика, техника, экология. —2018. —№ 2. —С. 61–66.

2. Рудов С. Е., Григорьев И. В. Правила эффективной эксплуатации форвардеров // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Седьмой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. — Петрозаводск, 2021. — С. 166–168.

3. Тетеревлева Е. В., Гринько О. И., Григорьева О. И. Транспортно-технологические машины для тушения лесных пожаров на базе колесных вездеходов // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н. С. Захаров. — 2020. — С. 374–377.

4. Чемшикова Ю. М., Давтян А. Б., Григорьева О. И. Транспортно-технологические системы для лесоразведения на базе гусеничных вездеходов // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н. С. Захаров. — 2020. — С. 400–403.

5. Григорьев И. В., Рудов С. Е. Особенности эксплуатации колесных лесных машин в сложных почвенно-грунтовых и рельефных условиях // Forest engineering. Материалы научно-практической конференции с международным участием. — 2018. — С. 67–71.

6. Григорьева О. И., Давтян А. Б., Гринько О. И., Войнаш С. А. Концепция универсальной машины для выполнения лесохозяйственных работ и тушения лесных пожаров // Машиностроение: новые концепции и технологии. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. — Красноярск, 2020. — С. 45–49.

7. Григорьева О. И., Давтян А. Б., Гринько О. И. Перспективы импортозамещения в производстве лесохозяйственных и лесопожарных машин в России // Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Красноярск, 2020. —С. 66–69.

8. Григорьев И. В., Григорьева О. И. Лесозаготовительные машины на экскаваторной базе // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2018. — С. 45–46.

9. Григорьева О. И. Эффективность транспортно-технологических систем для лесного хозяйства // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. ред. Н. С. Захаров. — 2018. — С. 79–83.

10. ГОСТ Р ИСО 8082–2005 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты при опрокидывании. Требования безопасности и методы испытаний.

11. ГОСТ Р ИСО 8083–99 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты от падающих предметов. Требования безопасности и методы испытаний.

12. ГОСТ Р ИСО 8084–2005 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты оператора. Требования безопасности и методы испытаний.

13. ГОСТ Р ИСО 3164–99 Машины землеройные. Защитные устройства. Характеристика объема ограничения деформации при лабораторных испытаниях.

14. Питухин А. В., Лобашев В. Д., Ефимов Ю. Т. Применение метода конечных элементов к определению напряженно-деформированного состояния грунта под опорной поверхностью гусеничного движителя // Лесной журнал. — 1980. — С. 43–45.

15. Питухин А. В., Лобашев В. Д. К расчету упруго-пластических деформаций грунта под опорной поверхностью гусеничного движителя с использованием метода конечных элементов // Машины и орудия для механизации лесозаготовок и лесного хозяйства / Межвуз. сб. научн. тр. — Л.: ЛТА, 1981. — № 10. — С. 29–31.

16. Питухин А. В., Лобашев В. Д. Определение перемещений и напряжений в грунте под опорной поверхностью движителя //Автоматизация и комплексная механизация производственных процессов лесопромышленных предприятий / Сб. научн. тр. — М.: МЛТИ, 1981. — № 118. — С. 36–39.

17. Биргер И. А. Общие алгоритмы решения задач теории упругости, пластичности и ползучести // Механика деформируемых сред. — М.: Наука, 1976. — С. 51–73.

18. Биргер И. А., Мавлютов Р. Р. Сопротивление материалов: учебное пособие. — М.: Наука, 1986. — 560 с.

19. Серенсен С. В., Когаев В. П., Шнейдерович Р. М. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность. — М.: Машиностроение, 1975. — 480 с.

20. Болотин В. В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. — М.: Машиностроение, 1984. — 312 с.

21. Питухин А. В. Оценка периода зарождения усталостной трещины от рисок после механической обработки // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. — 2008. — № 1, март. Серия: Естественные и технические науки. — С. 111–113.

22. Мороз Л. С. Механика и физика деформаций и разрушения материалов. — Л.: Машиностроение, 1984. — 224 с.

23. Ирвин Дж., Пэрис П. Основы теории роста трещин и разрушения // Разрушение: в 7 т. / Под ред. Г. Либовица. — М.: Мир, 1976.

24. Irwin G. R. Fracture dynamics // Fracturing of metals. ASM. Cleveland, 1948. P. 147–166.

25. Броек Д. Основы механики разрушения: пер. с англ. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

26. Griffith A. A. The phenomena of rupture and flow in solids. Phil. Trans. Roy. Soc. Of London A221 (1921). P. 163–197.

27. ГОСТ 25.506–85 Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний материалов. Определение трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении.

28. Болотин В. В. Ресурс машин и конструкций. — М.: Машиностроение, 1990. — 448 с.

29. Броек Д. Основы механики разрушения: пер. с англ. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

30. Питухин А. В. Вероятностно-статистические методы механики разрушения и теории катастроф в инженерном проектировании. — Петрозаводск: Изд-во Петр.

Устройства защиты при опрокидывании (ROPS – Roll-over protective structures) монтируются на лесозаготовительной машине для уменьшения вероятности нанесения повреждений оператору в случае опрокидывания управляемой им машины [1-9]. Расчетная оценка эффективности устройств защиты позволит на стадии проектирования и доводки определить соответствие ROPS нормативным требованиям безопасности, выбрать оптимальные параметры основных элементов.

В стандартах [10-13] предписано для оценки защитных свойств ROPS проводить статические лабораторные испытания. Испытания проводят на стендах при боковом и вертикальном нагружении, при этом деформация ROPS не должна допускать проникания своих элементов в объем ограничения деформации (DLV – deflection-limiting volume). Согласно [13], DLV – это фигура с прямоугольными очертаниями, по размерам приблизительно соответствующая антропометрическим данным оператора по ГОСТ Р ИСО 3411 (мужчина высокого роста в положении сидя в обычной рабочей одежде и защитном шлеме) и определяющая предельно допустимую деформацию (рис. 1).

Величина усилия F при боковом нагружении колесной машины [10]

где M – масса колесной лесозаготовительной машины, кг.

Расчет проведен для колесного скиддера ОАО «ОТЗ» ТЛК 4-01 (рис. 2) с эксплуатационной массой М = 14 500 кг. Для данной машины ориентировочное значение усилия составляет

Кабина при этом должна поглотить энергию деформации не менее

Материал защитной рамы – сталь 50, механические характеристики: предел прочности σB = 800 МПа; относительное удлинение δ = 14 %; предел текучести σТ = 380 МПа; деформация, соответствующая пределу текучести

Поскольку динамические испытания ROPS в стандарте [10] заменены на статические, то и расчетную оценку проводим при условии статического нагружения. Полагаем, что все нагрузки воспринимаются защитной рамой (поясом), т. е. пренебрегаем влиянием каркаса кабины, обшивки стекол, различных тяг и других элементов. Защитную раму представляем в виде стержневой конструкции (сечение стержня – полый квадрат, опоры – в виде шарнирных закреплений), что позволит применить для оценки напряженно-деформированного состояния метод конечных элементов (МКЭ).

Для Цитирования:
Скобцов И.Г., Куницкая О.А., Математическая модель напряженно-деформированного состояния защитного устройства кабины колесного скиддера. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: