Эксплуатационная эффективность лесных машин — на примере трелевочных тракторов — качественно и подробно, на высоком уровне научного проникновения рассмотрена в работах проф. Г.М. Анисимова [1, 2]. Им же заложено достаточно многогранное научное направление в лесозаготовительном производстве — экологическая эффективность лесных машин.
Эксплуатационная эффективность лесных машин оценивает удельный расход топлива, нагруженность трансмиссии и других узлов и элементов машины [3–5]. И в конечном итоге она направлена на повышение коэффициентов технической готовности (КТГ) и использования (КИ) различных лесных машин.
Экологическая безопасность (эффективность) лесных машин оценивает степень их воздействия на лесную экосистему, прежде всего на почвогрунты лесосек [6, 7]. Помимо воздействия на почвогрунты, с точки зрения экологической эффективности лесных машин важным является влияние на загрязнение воздуха, шумовое загрязнение, воздействие на оставляемые при проведении рубок леса деревья, подрост, живой напочвенный покров (ЖНП) и др. [8].
Если влияние лесных машин на загрязнение воздуха, а также шумовое загрязнение по-прежнему считается несущественным (хотя иностранные производители лесных машин стараются соблюдать требования стандартов Евро по выхлопным газам, а также использовать биоразлагаемые масла и рабочие жидкости), то воздействие на почвогрунты, подрост, оставляемые на доращивание деревья считается в настоящее время не менее важным, чем показатели эксплуатационной эффективности [9, 10].
И это совершенно оправданно. Согласно действующему лесному законодательству, арендаторы участков лесного фонда должны обеспечивать устойчивое восстановление лесов на вырубках. Успешность, а значит, трудоемкость и стоимость лесовосстановительных работ во многом зависят от степени повреждения лесной среды при проведении лесосечных работ [11, 12, и др.]. Следовательно, в понятие экологической эффективности лесных машин, как и в понятие их эксплуатационной эффективности, напрямую входит экономический аспект.