По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630*36 DOI:10.33920/pro-05-2305-04

Экологическая безопасность лесных машин на полугусеничном ходу

Дмитриев А.С. АО «Гипростроймост-Санкт-Петербург»
Должиков И.С. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Куницкая О.А. Арктический государственный агротехнологический университет
Григорьева О.И. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, e-mail: grigoreva_o@list.ru

Большая часть лесозаготовительных предприятий Российской Федерации относится к мелким и выполняет малообъемные лесозаготовки. Такие предприятия часто используют колесные сельскохозяйственные тракторы, которые в сложных условиях эксплуатации могут переоснащаться в полугусеничный ход. В статье выполнен анализ экологической эффективности колесных тракторов на полугусеничном ходу* .

Литература:

1. Анисимов Г.М. Эксплуатационная эффективность трелевочных тракторов. — М.: Лесная промышленность, 1990. — 208 с.

2. Анисимов Г.М. и др. Управление качеством гусеничных и колесных машин в эксплуатации. — СПб.: Изд-во ЛТА, 2002. — 420 с.

3. Анисимов Г.М. Условия эксплуатации и нагруженность трансмиссии трелевочного трактора. — М.: Лесная промышленность, 1985. — 165 с.

4. Анисимов Г.М., Перельман А.Я. Оптимизация рейсовой нагрузки трелевочного трактора // Лесной журнал. — 1986. — № 5. — С. 48–52.

5. Анисимов Г.М. От чего зависит эффективность тракторной трелевки // Лесная промышленность. — 1981. — № 5. — С. 29–31.

6. Анисимов Г.М., Большаков Б.М. Основы минимизации уплотнения почвы трелевочными системами. — СПб.: ЛТА, 1998. — 106 с.

7. Григорьев И.В. Снижение отрицательного воздействия на почву колесных трелевочных тракторов обоснованием режимов их движения и технологического оборудования. — СПб.: СПбГЛТА, 2006. — 236 с.

8. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Основные направления обеспечения экологической безопасности лесозаготовительного производства // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2015. — Т. 3, № 2–1 (13-1). — С. 202–205.

9. Григорьев И.В., Григорьева О.И., Никифорова А.И., Куницкая О.А. Обоснование методики оценки экологической эффективности лесопользования // Вестник КрасГАУ. — 2012. — № 6 (69). — С. 72–77.

10. Григорьев И.В., Хитров Е. Г., Никифорова А.И., Григорьева О.И., Куницкая О.А. Определение энергоемкости продуктов лесопользования в рамках методики оценки экологической эффективности лесопользования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. — 2014. — Т. 19, № 5. — С. 1499–1502.

11. Сафин Р.Р., Григорьев И.В., Григорьева О.И., Разумов Е.Ю. Технология и машины лесовосстановительных работ. — М.: Деревообрабатывающая промышленность, 2015. — 230 с.

12. Ковалев Р.Н., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Лозовой В.А., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Метод оценки эффективности лесовосстановительных мероприятий с учетом параметров лесотранспортной сети // Системы. Методы. Технологии. — 2022. — № 4 (56). — С. 64–71.

13. Рудов С.Е., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Эффективное восстановление лесов на вечной мерзлоте // Лесная инженерия, материаловедение и дизайн. Материалы 86-й научнотехнической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием). — Минск, 2022. — С. 38–41.

14. Rudov S., Shapiro V., Grigorev I., Kunitskaya O., Druzyanova V., Kokieva G., Filatov A., Sleptsova M., Bondarenko A., Radnaed D. Specific features of influence of propulsion plants of the wheel-tyre tractors upon the cryomorphic soils, soils, and soil grounds // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Т. 10. № 1. С. 2052–2071.

15. Grigorieva O.I., Runova E.M., Storodubtseva T.N., Urazova A.F., Voronova A.M., Ivanov V., Shvetsova V.V., Grigorev I.V. Comparative analysis of thinning techniques in Garchinsky forestry // Mathematical Modelling of Engineering Problems. 2022. Т. 9. № 2. С. 762–770.

16. Бурмистрова О.Н., Просужих А.А., Хитров Е. Г., Куницкая О.А., Лунева Е.Н. Теоретические исследования производительности форвардеров при ограничениях воздействия на почвогрунты // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. — 2021. — № 3 (381). — С. 101–116.

17. Рудов С.Е., Куницкая О.А. Теоретические исследования экологической совместимости колесных лесных машин и мерзлотных почвогрунтов лесов криолитозоны // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н.С. Захаров. — 2020. — С. 323–326.

18. Рудов С.Е., Хитров Е. Г., Рудов М.Е., Устинов В.В. Расчет тяговых и сцепных свойств колесного скиддера с использованием данных зарубежных коллег // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2015. — Т. 3, № 1 (12). — С. 223–228.

19. Гуськов В.В., Велев Н.Н., Атаманов Ю.Е. и др. Тракторы. Теория: учебник для вузов. — М.: Машиностроение, 1988. — 376 с.

20. Бурмистрова О.Н., Просужих А.А., Хитров Е. Г., Рудов С.Е., Куницкая О.А., Калита О.Н. Влияние переменных коэффициентов сопротивления движению и сцепления на производительность форвардера // Деревообрабатывающая промышленность. — 2021. — № 1. — С. 3–16.

21. Хитров Е. Г., Хахина А.М., Григорьев И.В., Григорьева О.И., Никифорова А.И. Расчет тягово-сцепных свойств колесных лесных машин с использованием WES-метода // Лесотехнический журнал. — 2016. — Т. 6, № 3 (23). — С. 196–202.

22. Хитров Е. Г., Бартенев И.М. Расчет глубины колеи колесного движителя лесных тракторов на склонах // Лесотехнический журнал. — 2016. — Т. 6, № 4 (24). — С. 233–239.

23. Хитров Е. Г., Хахина А.М., Лухминский В.А., Казаков Д.П. Исследование связи конусного индекса и модуля деформации различных типов грунтов // Resources and Technology. — 2017. — Т. 14, № 4. — С. 1–16.

24. Хитров Е. Г., Котенев Е.В. Сравнение показателей взаимодействия с грунтом и проходимости колесных и колесно-гусеничных движителей // Resources and Technology. — 2019. — Т. 16, № 4. — С. 1–24.

25. Хитров Е. Г. Анализ составляющих глубины колеи, образующейся под воздействием движителя лесной машины на почвогрунт // Resources and Technology. — 2019. — Т. 16, № 4. — С. 76–93.

26. Побединский А.В. Рубки главного пользования. — М., 1980. — 191 с.

27. Григорьев И.В., Жукова А.И., Григорьева О.И., Иванов А.В. Средощадящие технологии разработки лесосек в условиях Северо-Западного региона Российской Федерации. — СПб.: Издво ЛТА, 2008. — 176 с.

28. Каляшов В.А., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Перспективные варианты восстановления лесов на склонах // Вестник АГАТУ. — 2022. — № 1 (5). — С. 86–96.

29. Каляшов В.А., До Туан А., Хитров Е. Г., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю., Новгородов Д.В. Современные системы машин и технологии заготовки древесины и лесовосстановления в условиях горных лесосек // Resources and Technology. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 1–47.

30. Куницкая О.А., Степанова Д.И., Григорьев М.Ф. Перспективные направления развития транспортно-технологических систем лесного комплекса России // Энергоэффективность и энергосбережение в современном производстве и обществе. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Гулевского. — 2018. — С. 109–114.

31. Аболь П.П., Ворожейкин В.Р. Лесозаготовки сквозь призму экологии // Лесная промышленность. — 1990. — № 9. — С. 3–5.

32. Мануковский А.Ю., Зорин М.В. Способы повышения проходимости машин на трелевочных волоках и временных лесовозных дорогах // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Седьмой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. — Петрозаводск, 2021. — С. 123–125.

33. Рудов С.Е. Способы повышения работоспособности трелевочных волоков на слабонесущих почвогрунтах // Инновационные процессы в науке и технике XXI века. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, ученых, педагогических работников и специалистов-практиков. — Тюмень, 2021. — С. 292–295.

34. Никитина Е.И., Куницкая О.А., Николаева Ф.В. Проект организации лесозаготовок в условиях Алданского лесничества с применением многооперационных лесозаготовительных комплексов // Современные проблемы и достижения аграрной науки в Арктике. Сборник научных статей по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в рамках «Северного форума — 2020» (29–30 сентября 2020 г., Якутск) и Международной научной летней онлайн-школы — 2020 (6–20 июля 2020 г., Якутск). — 2020. — С. 138–148.

35. Коробов В.В. Многооперационные машины и окружающая среда // Лесная промышленность. — 1993. — № 5–6. — С. 13–14.

36. Рубцов М.В., Дерпогин А.А., Гурцев В.И. Влияние лесозаготовительной техники на почву и сохраняемость подлеска // Лесное хозяйство. — 1985. — № 6. — С. 36–38.

37. Кистерная З.С., Федулов В.С. Влияние многооперационных машин и скандинавской технологии на лесные насаждения // Лесное хозяйство. — 1997. — № 2. -С. 23–25.

38. Хахина А.М., Макуев В.А., Тихнов Е.А., Чемшикова Ю.М., Долматов Н.П., Григорьев И.В. Анализ взаимодействия колесных лесных машин с почвогрунтами лесосек // Деревообрабатывающая промышленность. — 2023. — № 1. — С. 10–28.

Эксплуатационная эффективность лесных машин — на примере трелевочных тракторов — качественно и подробно, на высоком уровне научного проникновения рассмотрена в работах проф. Г.М. Анисимова [1, 2]. Им же заложено достаточно многогранное научное направление в лесозаготовительном производстве — экологическая эффективность лесных машин.

Эксплуатационная эффективность лесных машин оценивает удельный расход топлива, нагруженность трансмиссии и других узлов и элементов машины [3–5]. И в конечном итоге она направлена на повышение коэффициентов технической готовности (КТГ) и использования (КИ) различных лесных машин.

Экологическая безопасность (эффективность) лесных машин оценивает степень их воздействия на лесную экосистему, прежде всего на почвогрунты лесосек [6, 7]. Помимо воздействия на почвогрунты, с точки зрения экологической эффективности лесных машин важным является влияние на загрязнение воздуха, шумовое загрязнение, воздействие на оставляемые при проведении рубок леса деревья, подрост, живой напочвенный покров (ЖНП) и др. [8].

Если влияние лесных машин на загрязнение воздуха, а также шумовое загрязнение по-прежнему считается несущественным (хотя иностранные производители лесных машин стараются соблюдать требования стандартов Евро по выхлопным газам, а также использовать биоразлагаемые масла и рабочие жидкости), то воздействие на почвогрунты, подрост, оставляемые на доращивание деревья считается в настоящее время не менее важным, чем показатели эксплуатационной эффективности [9, 10].

И это совершенно оправданно. Согласно действующему лесному законодательству, арендаторы участков лесного фонда должны обеспечивать устойчивое восстановление лесов на вырубках. Успешность, а значит, трудоемкость и стоимость лесовосстановительных работ во многом зависят от степени повреждения лесной среды при проведении лесосечных работ [11, 12, и др.]. Следовательно, в понятие экологической эффективности лесных машин, как и в понятие их эксплуатационной эффективности, напрямую входит экономический аспект.

Для Цитирования:
Дмитриев А.С., Должиков И.С., Куницкая О.А., Григорьева О.И., Экологическая безопасность лесных машин на полугусеничном ходу. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: