В статье рассмотрен порядок выявления
неиспользуемых земель
сельскохозяйственного назначения для их
вовлечения в экономический оборот.
Объектом изучения являются Ярославская и
Смоленская область Российской Федерации, в
которых доля неиспользуемых земель
сельскохозяйственного назначения
составляет от 12 до 50 %. В основу выявления
неиспользуемых земель
сельскохозяйственного назначения положены
методы плановой инвентаризации земель,
основная цель которой оценка причин
выбытия земель из активного экономического
оборота, культуртехнического состояния
угодий и подготовка рекомендаций по вводу
земель в сельскохозяйственный оборот. Даны
предложения по установлению очередности
вовлечения земельных участков в
экономический оборот.
В статье группой экспертов в области
землеустройства и кадастров проводится
критический анализ и постатейный
комментарий текста проекта федерального
закона «О землеустройстве» (ID проекта —
02/04/01–19/00087994; дата создания — 28.01.2019;
разработчик — Минэкономразвития России) с
точки зрения нормативно-правового
обеспечения организации рационального
использования земель и их охраны в системе
стратегического планирования и
прогнозирования социально-экономического
развития на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях как одного из
главных механизмов обеспечения
национальной безопасности страны.
Необходимость подготовки такого документа
продиктована наличием наряду с
положительными тенденциями целого ряда
негативных проявлений, многие из которых
имеют все более усиливающее влияние на
развитие всех отраслей экономики и
особенного агропромышленного комплекса. К
их числу относятся ускоряющиеся процессы
деградации земель, неурегулированность
отношений собственности на землю и
связанную с этим криминализацию рынка
недвижимости, искаженность и неполноту
информации о состоянии и организации
использования земельных ресурсов и
следующую за этим низкую эффективность
управления ими, земельную неустроенность
межселенных территорий и др. Главной
причиной проявления и развития этих
тенденций, по мнению большинства ученых и
специалистов, является аморфность
земельной политики. Это определяется
отсутствием координации деятельности
множества властных структур, по которым
рассредоточены функции, полномочия и
ответственность в сфере управления
земельными ресурсами. Многочисленные
реорганизации земельной службы привели к
разрушению систем земельного кадастра,
землеустройства и мониторинга земель.
В статье рассмотрен опыт пилотного
землеустроительного проектирования по
зонированию межселенных территорий,
регламентированию их использования,
рациональной организации угодий и
севооборотов, выявлению неиспользуемых
земель и ввода их в активный экономический
оборот, по выделению особо ценных
продуктивных сельскохозяйственных угодий,
а также опыт осуществления других
землеустроительных мероприятий,
направленных на эффективное использование
земельного потенциала агропромышленного
комплекса нашей страны.
В статье рассмотрены вопросы создания
системы «умного землепользования»
методами «умного землеустройства» как
основной части цифрового сельского
хозяйства Российской Федерации в целях
рационального использования земельных
ресурсов, охраны окружающей природной
среды в агропромышленном комплексе страны.