Организация рационального использования земель и их охраны в агропромышленном комплексе страны, как показывает зарубежный опыт и практика передовых регионов и сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации, может принести существенную выгоду экономике только в том случае, если она включает в себя комплекс мероприятий по оптимизации землепользования (организационно-хозяйственных, землеустроительных, агротехнологических, мелиоративных и др.), осуществляемых на межселенных территориях, землях всех форм собственности и хозяйствования. Кроме этого, создание высокоэффективных типов землепользования, переход к высокопроизводительному сельскому хозяйству требуют, чтобы эти мероприятия рассматривались и реализовывались в общей системе управления земельными ресурсами на федеральном, региональном, местном и хозяйственном уровнях, которая включает в себя земельно-учетные, оценочные действия, планирование и организацию рационального использования и охраны земель, земельный контроль и мониторинг, стимулирование экономически выгодного и природоохранного землепользования.
Выполнение этих действий обеспечивается проведением комплексного землеустроительного проектирования, в процессе которого осуществляются инвентаризация и оценка качественного состояния земель; почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания, геодезические и картографические работы; выявление и разработка предложений по освоению, улучшению и мелиорации неиспользуемых земель; составление прогнозов, программ, планов, связанных с использованием и охраной земель; схем и проектов землеустройства. В настоящее время содержание и виды проведения землеустроительных работ существенным образом меняются, ставятся совершенно иные цели и задачи, применяются новейшие технологии и методы землеустроительного проектирования.
Другие вызовы стоят и перед агропромышленном комплексом (АПК) страны. Возникают новые виды землеустроительных работ: по зонированию территорий; определению их пригодности для использования в сельском хозяйстве; по выделению особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий; регламентированию и организации рационального использования и охране земель сельскохозяйственного назначения; консолидации земель, изменяются требования, предъявляемые к землеустройству. Это вызывает необходимость апробации землеустроительных решений на примере пилотных проектов землеустройства.