Экономическая ситуация в России
характеризуется серьезным кризисом,
вызванным не столько пандемией и
соответствующими ограничениями отдельных
видов экономической и социальной
деятельности, сколько зависимостью от
реализации энергоресурсов и цен на них.
Разработанный Правительством РФ
Общенациональный план восстановления
экономики на 2020–2021 годы предусматривает
ряд мер по стабилизации ее развития и в
последующем — небольшие темпы роста. В
статье дается оценка принимаемым мерам, их
эффективности и рискам реализации. Методы и
инструменты по восстановлению экономики
носят экстенсивный характер и требуют
значительных бюджетных средств для
воспроизводства тех же диспропорций,
которые сложились за последние годы.
Поэтому необходима реструктуризация
экономических процессов и приоритетное
направление бюджетных средств на
модернизацию системообразующих
отечественных наукоемких,
конкурентоспособных производств.
В статье рассмотрена система мер,
применяемых органами власти, по повышению
эффективности использования бюджетных
средств на реализацию национальных
проектов. Проанализированы результаты
исполнения государственных программ 2013–2018
годов, выявлены риски, связанные с
длительным сроком реализации национальных
проектов. Сделан вывод, что мониторинг и
система показателей должны носить
комплексный и целевой характер, отражать
эффективность достижения целей при
ограничениях на объем выделяемых бюджетных
средств.