Сочетание логопедии и стоматологии всё чаще становится необходимым тандемом в выявлении аномалий зубочелюстной системы на ранних стадиях развития речевого аппарата. Очень важно обращать внимание на факторы риска при беременности, ведь именно в период внутриутробного развития плода возникают отклонения от нормального строения организма, ведущие к различным аномалиям. Это связано со многими факторами. Среди основных можно выделить экологическую обстановку, социальное положение, качество питания и воды, а также условия труда беременной женщины. Согласно статистике, количество выявляемых врожденных челюстно-лицевых аномалий за последние 40 лет выросло в два раза. По данным ВОЗ, частота таких случаев составляет 1,6 на 1000 новорожденных детей, занимая второе место после пороков сердца. Иногда родители не отдают должного внимания таким важным аспектам, как расположение языка в ротовой полости, степень напряжения и задействования мышц лица и шеи, длина уздечек ротовой полости у ребенка, что напрямую влияет на звукопроизношение, речеобразование, симметрию лица и эстетику улыбки. В статье представлены основные методы логопедии в работе с пациентами, имеющими дентальные аномалии, а также дополнительные методы диагностики, позволяющие выявить сопутствующие патологии. Благодаря своевременному выявлению различных аномалий, врач — хирург-стоматолог, используя обширные возможности современной стоматологии, способен значительно улучшить качество жизни ребенка, что является одним из положений профилактики серьезных осложнений относительно зубочелюстной системы, способных влиять на общее развитие и состояние здоровья ребенка.