Законы диалектики, сформулированные Гегелем, уходящие корнями в древнее китайское мировоззрение, едины и универсальны для всех природных явлений. Вспомним эти три закона: единство и борьба противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количества в качество.
Эти законы неумолимо действуют и в биологии. Отражением закона единства и борьбы противоположностей в восточной медицине являются представления об инь и ян. В китайской медицине понятиями о соотношениях инь и ян пронизано всё: происхождение и течение болезней, функции всех органов и систем, процессов в любом органе или системе органов человека и любого живого существа. В настоящее время, когда у многих представителей современной медицины существует неудовлетворенность ее достижениями, несмотря не безусловные успехи в диагностике и лечении многих заболеваний, возрастает интерес к восточной медицине и стремление постигнуть ее тайны и методы. В то же время в странах Востока широко используется так называемая академическая, или, как ее называют немцы, школьная медицина, что свидетельствует о неудовлетворенности населения собственной восточной медициной. Нужно ли их противопоставлять и полностью переключаться на иные взаимоисключающие системы?
Недаром бывший китайский премьер Чжоу Эньлай говорил, что восточная и западная медицина должны быть едины как два полушария головного мозга. Мы, современные врачи, должны заимствовать из восточной медицины всё рациональное и использовать его во благо здоровья своих пациентов.
Если мы рассмотрим любое живое существо в целом, то ян — это макромир, а инь — микромир. Микробы, живущие в нас в огромном количестве, представляют микромир, а живой организм в целом со своими клетками, органами и прочим — макромир. Это и есть единство и борьба противоположностей. Пока человек живет, его микромир в узде и даже во многом ему помогает, как, например, микрофлора кишечника и других полостей и покровов организма, Когда человек или любое живое существо погибает, торжествует микромир, и живой организм разрушается собственным микромиром [3].