По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.1/.8 DOI:10.33920/med-02-2103-03

Роль логопедии в выявлении аномалий зубочелюстной системы. Оперативное лечение анкилоглоссии

Гаранина Лилия Андреевна студент частного учреждения образовательной организации высшего профессионального образования «Московский медицинский институт «РЕАВИЗ», г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 2, стр. 2, подъезд 22, +7 (916) 132 4665, e-mail: liliagaranina9@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8237-2160
Лялина Инна Витальевна педагог-дефектолог, ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», г. Орехово-Зуево, ул. Парковская, д. 19А, +7 (496) 423 3669, +7 (916) 132 0664, e-mail: inna_1273@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8229-2603

Сочетание логопедии и стоматологии всё чаще становится необходимым тандемом в выявлении аномалий зубочелюстной системы на ранних стадиях развития речевого аппарата. Очень важно обращать внимание на факторы риска при беременности, ведь именно в период внутриутробного развития плода возникают отклонения от нормального строения организма, ведущие к различным аномалиям. Это связано со многими факторами. Среди основных можно выделить экологическую обстановку, социальное положение, качество питания и воды, а также условия труда беременной женщины. Согласно статистике, количество выявляемых врожденных челюстно-лицевых аномалий за последние 40 лет выросло в два раза. По данным ВОЗ, частота таких случаев составляет 1,6 на 1000 новорожденных детей, занимая второе место после пороков сердца. Иногда родители не отдают должного внимания таким важным аспектам, как расположение языка в ротовой полости, степень напряжения и задействования мышц лица и шеи, длина уздечек ротовой полости у ребенка, что напрямую влияет на звукопроизношение, речеобразование, симметрию лица и эстетику улыбки. В статье представлены основные методы логопедии в работе с пациентами, имеющими дентальные аномалии, а также дополнительные методы диагностики, позволяющие выявить сопутствующие патологии. Благодаря своевременному выявлению различных аномалий, врач — хирург-стоматолог, используя обширные возможности современной стоматологии, способен значительно улучшить качество жизни ребенка, что является одним из положений профилактики серьезных осложнений относительно зубочелюстной системы, способных влиять на общее развитие и состояние здоровья ребенка.

Литература:

1. Детская челюстно-лицевая хирургия. Сборник иллюстрированных клинических задач и тестов / под ред. О. З. Топольницкого, А. П. Гургенадзе. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

2. Золотухина Г. А.; Косырева Т. Ф. Способ определения показаний к пластике уздечки языка при зубочелюстных аномалиях у детей. — М., 1999.

3. Корсак А. К., Терехова Т. Н., Кузнецова С. В., Трихманенко С. В., Кушнер А. Н. Врожденные пороки развития челюстно-лицевой области у детей. — Мн.: МГМИ, 2000.

4. Гаркуша Ю. Ф., Секачев В. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. — М., 2002. — 213 с.

5. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / под ред. Ю. Ф. Гаркуша. — СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. — 272 с.

6. Краузе, Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста / Е. Н. Краузе. — М., 2003. — 212 с.

7. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. — 2004. — № 5. — С. 4–15.

8. Косинова Е. М. Логопедические тесты. — М.: Эксмо, 2014.

1. Children’s maxillofacial surgery. Collection of illustrated clinical tasks and tests / edited by O. Z. Topolnitsky, A. P. Gurgenadze. — 2nd ed., reprint and supplement. — Moscow: GEOTAR-Media, 2015.

2. Zolotukhina G. A.; Kosyreva T. F. A method for determining the indications for plastic surgery of the frenulum of the tongue in dental anomalies in children. — M., 1999.

3. Korsak A. K., Terekhova T. N., Kuznetsova S. V., Trichmanenko S. V., Kushner A. N. Congenital malformations of the maxillofacial region in children. — Mn.: MGMI, 2000.

4. Garkusha Yu. F., Sekachev V. Yu. Correctional and pedagogical work in preschool institutions for children with speech disorders. — M., 2002. — 213 p.

5. Speech therapy diagnostics and correction of speech disorders in children / ed. by Yu. F. Garkush. — St. Petersburg, Moscow: SAGA: FORUM, 2006. — 272 p.

6. Krause, E. N. Speech therapy. Speech therapy classes with children of early and young age / E. N. Krause. — M., 2003. — 212 p.

7. Ushakova T. N. Principles of early childhood speech development // Defectology. — 2004. — No. 5. — p. 4–15.

8. Kosinova E. M. Speech therapy tests. — Moscow: Eksmo, 2014.

Как воспитателю, занимающемуся методикой развития речи у детей дошкольного возраста, как учителю-дефектологу, работающему с детьми раннего возраста, и начинающему логопеду автору приходится часто сталкиваться с речевыми патологиями, которые широко распространены.

Актуальной проблема остается и на сегодняшний день, учитывая низкую просветительскую работу: родители не знают, не понимают, а порой и не желают видеть проблемы, уповая на то, что с возрастом всё пройдет. Не знают, что заниматься зубочелюстными аномалиями нужно с самого раннего возраста детей, задолго до того, как обнаружится проблема развития речи ребенка.

Как правило, именно логопед является первым человеком, к которому обращаются родители за помощью, так как их волнуют проблемы, связанные с нарушением речи ребенка. При подобных обращениях необходимо правильно и своевременно поставить ребенку диагноз и объяснить родителям первопричину того или иного нарушения, обозначить это как комплексную проблему, а не только как речевую и помочь с ней справиться. В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными и приобретенными патологиями органов речи, поэтому нельзя ограничиваться обследованием ребенка, приступающего к занятиям с логопедом. Здесь зачастую необходима консультация и помощь других специалистов — ортодонта, хирурга-стоматолога, отоларинголога. Логопедия — это педагогическая наука, но при этом она тесно связана и с медициной. В противном случае вряд ли представлялось бы возможным изучить и преодолеть многие серьезные речевые нарушения.

Совместная работа логопедов, педагогов в детских учреждениях и врачей-стоматологов в медицинских учреждениях позволяет на ранних стадиях выявлять подобные отклонения от нормы в здоровье детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи и способствующие речевой патологии.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, а порой и в раннем возрасте, является анкилоглоссия.

Для Цитирования:
Гаранина Лилия Андреевна, Лялина Инна Витальевна, Роль логопедии в выявлении аномалий зубочелюстной системы. Оперативное лечение анкилоглоссии. Врач скорой помощи. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: