Как воспитателю, занимающемуся методикой развития речи у детей дошкольного возраста, как учителю-дефектологу, работающему с детьми раннего возраста, и начинающему логопеду автору приходится часто сталкиваться с речевыми патологиями, которые широко распространены.
Актуальной проблема остается и на сегодняшний день, учитывая низкую просветительскую работу: родители не знают, не понимают, а порой и не желают видеть проблемы, уповая на то, что с возрастом всё пройдет. Не знают, что заниматься зубочелюстными аномалиями нужно с самого раннего возраста детей, задолго до того, как обнаружится проблема развития речи ребенка.
Как правило, именно логопед является первым человеком, к которому обращаются родители за помощью, так как их волнуют проблемы, связанные с нарушением речи ребенка. При подобных обращениях необходимо правильно и своевременно поставить ребенку диагноз и объяснить родителям первопричину того или иного нарушения, обозначить это как комплексную проблему, а не только как речевую и помочь с ней справиться. В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными и приобретенными патологиями органов речи, поэтому нельзя ограничиваться обследованием ребенка, приступающего к занятиям с логопедом. Здесь зачастую необходима консультация и помощь других специалистов — ортодонта, хирурга-стоматолога, отоларинголога. Логопедия — это педагогическая наука, но при этом она тесно связана и с медициной. В противном случае вряд ли представлялось бы возможным изучить и преодолеть многие серьезные речевые нарушения.
Совместная работа логопедов, педагогов в детских учреждениях и врачей-стоматологов в медицинских учреждениях позволяет на ранних стадиях выявлять подобные отклонения от нормы в здоровье детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи и способствующие речевой патологии.
Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, а порой и в раннем возрасте, является анкилоглоссия.