В статье рассматриваются виды дефектов и методы неразрушающего контроля при дефектации деталей автомобилей, которые позволяют решать задачи дефектоскопии, контроля физико-механических свойств материалов, измерение размеров объектов контроля (ОК) деталей при изготовлении и ремонте автомобильной техники.
На текущий момент по причине развития дефектов стресс-коррозии (коррозии под напряжением, далее — КРН) на магистральных газопроводах (МГ) Единой системы газоснабжения (ЕСГ), принадлежащей ПАО «Газпром», происходит более трети (36%) аварий. В то же время вместе с совершенствованием средств диагностики с каждым годом растет количество вновь выявляемых дефектов КРН на объектах ЕСГ. По оценке экспертов, существующий тренд направлен на увеличение числа обнаруживаемых дефектов. Трещины КРН различной глубины выявлены более чем на миллионе трубных секций и с большой вероятностью будут выявлены дополнительно при ближайших обследованиях. Развитие системных методов борьбы с негативными проявлениями стресс-коррозии (идентификация, оценка и целенаправленное удаление критических дефектов, тех, которые могут в обозримом будущем привести к аварии, ремонт изоляции на остальных дефектных участках) является актуальной задачей. Целью данной работы является определение параметров, позволяющих оценить глубину трещин. В работе рассмотрены материалы, полученные при обследовании и ремонте участка линейной части МГ. Исследования проводились методами неразрушающего контроля, металлографическими методами и средствами электронной микроскопии. Описана связь между геометрическими параметрами дефектов, которая позволяет проводить оценку глубины трещин по внешним параметрам. Проведено моделирование методом конечных элементов трещин в стенке трубопровода, нагруженного внутренним давлением.
В связи с истечением срока эксплуатации магистральных трубопроводов Российской Федерации актуальной задачей является выбор наиболее оптимального и достоверного метода определения их технического состояния. Основным методом внутритрубной и ручной диагностики магистральных трубопроводов является ультразвуковой контроль. На основании проведенных экспериментов показаны преимущества применения ультразвуковых дефектоскопов с фазированными решетками над традиционными методами ультразвукового и рентгенографического контроля. Автор пришел к выводу, что использование фазированных решеток в ультразвуковых дефектоскопах предоставляет возможность получения результата как на каждой стадии контроля, так и всей дефектоскопии объекта в целом, к тому же применение фазированных решеток в ультразвуковом контроле позволяет получить самые полные данные о техническом состоянии объектов, точность результатов контроля и достоверность выявляемых дефектов, а также применение фазированных решеток в ультразвуковом контроле, в связи с ярко выраженными преимуществами данного метода позволит исключить «традиционные» УЗК и рентген-контроль.
В настоящее время тепловой неразрушающий контроль (ТНК) широко используется для диагностики авиационных материалов, деталей и конструкций, изготовленных из полимерных конструкционных материалов (ПКМ). В статье приведены результаты сравнения процедур и методов обработки термоизображений, полученных при активном ТНК образцов из углепластика с лакокрасочным покрытием (ЛКП).
Исследование влияния процессов неупругого деформирования и накопления повреждений на анизотропию акустоупругих свойств технических конструкций является актуальной задачей для обеспечения их безопасной эксплуатации путем развития существующих и разработки новых эффективных методов неразрушающего контроля.
Статья посвящена повышению роли новых оперативных методик экспресс-диагностирования дизелей, оборудованных современной топливной аппаратурой с электронным управлением, которые позволяют осуществлять неразрушающий контроль технического состояния.
В статье рассматриваются вопросы применения неразрушающих методов контроля редукторов ленточных конвейеров как средств транспорта. Особое внимание уделено таким видам диагностики технического состояния, как тепловизионный контроль и анализ состояния смазочных материалов. Актуальность проведения представленных в статье видов неразрушающего контроля обуславливается повышением энергоэффективности транспортных систем предприятий угольной и горнорудной промышленности, в частности, редукторов ленточных конвейеров. Периодическая углубленная спектрально-эмиссионная диагностика и отслеживание температурного режима работы масла в процессе эксплуатации оборудования для контроля его технического состояния и предупреждения наработки на отказ позволяет проводить мониторинг фактического технического состояния редуктора ленточного конвейера. В свою очередь тепловизионная диагностика выявляет дефекты на самой ранней стадии их образования и развития, что позволяет планировать объемы и сроки ремонта оборудования. Представленные виды диагностики технического состояния позволят проводить своевременный контроль технического состояния оборудования и избежать его преждевременного выхода из строя, тем самым повысить энергоэффективность работы как транспортной системы, так и предприятия в целом, а также избежать необоснованного роста расходов на эксплуатацию и содержание оборудования.
В статье приведена оценка наиболее информативных методов диагностики механизмов с электроприводом; рассмотрена их реализация в измерительном комплексе на базе виртуального прибора. Проведен сравнительный анализ вибрационных методов анализа спектров тока и теплового метода неразрушающего контроля. Установлено, что вибрационные методы наиболее чувствительны к дефектам механической части электропривода (определение дефектов подшипниковых узлов, расцентровки валов, дисбаланса вращающихся частей). Анализ спектра питающего тока на ранней стадии показывает дефекты обмоток ротора, статический и динамический эксцентриситет ротора. Температура подшипниковых узлов и статора (тепловой метод контроля) сигнализирует о дефектах смазки и систем охлаждения. Набор методов неразрушающего контроля позволяет увеличить глубину и достоверность диагностики механизмов с электроприводом. Оптимальным техническим средством, способствующим реализации в одном измерительном комплексе всех необходимых видов анализа, является технология применения виртуальных приборов. Приведены перечень комплектующих для измерительной части комплекса и функциональная схема программы обработки результатов. Получены спектры вибрации дефектных механизмов с помощью измерительного комплекса на базе виртуального прибора. Даны рекомендации по внесению виртуального прибора в Государственный реестр средств измерений.