В мировой практике транспортировки природного газа по трубопроводам стресс коррозия (далее — КРН) имеет наибольший удельный вес среди всех остальных причин аварий [1–3]. В то же время вместе с совершенствованием средств диагностики на объектах ЕСГ с каждым годом растет количество вновь выявляемых дефектов КРН. Так, если ранее методами внутритрубной дефектоскопии (ВТД) магнитными снарядами выявлялось около 2000 дефектов КРН в год, то сейчас, с применением электромагнитоакустических снарядов (ЭМА) этот показатель доходит до 10 тыс. дефектов в год [4]. Большое количество дефектов КРН выявляется методами неразрушающего контроля (НК) в шурфах и при капитальном ремонте. При этом абсолютное большинство выявленных всеми методами контроля дефектов (почти 92%) имеют измеренную глубину менее 10% от толщины стенки трубы [5, 6]. По оценке экспертов, существующий тренд направлен на увеличение числа обнаруживаемых дефектов. Трещины КРН различной глубины выявлены более чем на миллионе трубных секций и с большой вероятностью будут выявлены дополнительно при ближайших обследованиях [7–9].
Замена даже небольшой части таких трубных секций приведет к снижению общего объема капитального ремонта линейной части ЕСГ за счет повышения количества ремонтов локальных участков [10–12]. При этом степень опасности дефектов, глубина которых не превышает 10–15% толщины стенки трубы, при условии ограничения к ним доступа коррозионной среды многими исследователями определяется как незначительная [13, 14]. Существуют методы ремонта полимерной изоляции трубопроводов, которые на протяжении длительного времени не позволяют трещинам развиваться и угрожать надежности МГ [15, 16]. Однако методов точной оценки глубины трещин КРН на данный момент не разработано, а факторы, влияющие на распределение дефектов КРН на протяженных участках при проведении капитального ремонта, не всегда рассматриваются системно. Комплексное влияние технологических и металлургических факторов на распространение и развитие дефектов КРН участка капитального ремонта рассмотрено в работе [17]. Для подробного анализа эксплуатационных факторов и отбора образцов был выбран участок МГ протяженностью 25 км.