По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оценка энергоэффективности транспортных установок по результатам технической диагностики

Хорешок А.А. заведующий лабораторией технической диагностики, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, филиал в г. Прокопьевске
Кузин Е. Г. доцент, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, филиал в г. Прокопьевске
Шальков А.В. ст. преподаватель, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, филиал в г. Прокопьевске
Мамаева М.С. инженер-исследователь, шахтоуправление «Талдинское-Западное», АО «СУЭК-Кузбасс», г. Киселевск
Лупий М. Г. директор, шахтоуправление «Талдинское-Западное», АО «СУЭК-Кузбасс», г. Киселевск

В статье рассматриваются вопросы применения неразрушающих методов контроля редукторов ленточных конвейеров как средств транспорта. Особое внимание уделено таким видам диагностики технического состояния, как тепловизионный контроль и анализ состояния смазочных материалов. Актуальность проведения представленных в статье видов неразрушающего контроля обуславливается повышением энергоэффективности транспортных систем предприятий угольной и горнорудной промышленности, в частности, редукторов ленточных конвейеров. Периодическая углубленная спектрально-эмиссионная диагностика и отслеживание температурного режима работы масла в процессе эксплуатации оборудования для контроля его технического состояния и предупреждения наработки на отказ позволяет проводить мониторинг фактического технического состояния редуктора ленточного конвейера. В свою очередь тепловизионная диагностика выявляет дефекты на самой ранней стадии их образования и развития, что позволяет планировать объемы и сроки ремонта оборудования. Представленные виды диагностики технического состояния позволят проводить своевременный контроль технического состояния оборудования и избежать его преждевременного выхода из строя, тем самым повысить энергоэффективность работы как транспортной системы, так и предприятия в целом, а также избежать необоснованного роста расходов на эксплуатацию и содержание оборудования.

Литература:

1.Rastegaev I. A. Primeneniye metodiki spektralnogo analiza akusticheskikh signalov dlya issledovaniya tribologicheskikh svoystv smazochnykh i kontaktiruyushchikh materialov. Application of the method of spectral analysis of acoustic signals for investigating the tribological properties of lubricating and contacting materials. PhD in physical and mathematical sciences. http://www.dissercat.com/Content/ primenenie-metodikispektralnogoanaliza-akusticheskikh-signalov-dlyaissledovaniya-tribolog#ixzz4m1jpR6tm. (accessed 25.05.2017).

2.Sroka Z. (2014) Thermal Analysis of Combustion Engine in Accordance to Temperature at the Outside Surfaces of the Engine. Open Access Library Journal, 1, 1–5. doi: 10.4236/oalib. 1100816.

3. International Journal of Scientific & Engineering Research, Volume 7, Issue 12, December-2016 / Thermal Analysis of Piston of IC engine / Dr.H. C.Thakur.

4.Automatic Diagnosis System of Electrical Equipment using Infrared Thermography / Ying-Chieh Chou Leehter Yao Dept. of Electrical Engineering National Taipei University of Technology Taipei, Taiwan, R.O. C 2010.

5. Spectroscopy: Between Modeling, Simulation and Practical Investigation Tawfik A. Saleh Spectral Analysis Review Vol. 2 No. 1 (2014), Article ID:43252,2 pagesDOI:10.4236 / sar. 2014.21001

6.Efimenko L.I., Tichanskiy M.P. Pruncupu pobudovu avtomatuzovanoi sustemu diagnostuku technichnogo stanu conveera / L. I. Efimenko, M.P. Tichanskiy // Visnuk KTU. — Vup. 25, 2010. — S. 163–167.

7.Novel Techniques of Diagnostic Data Processing for Belt Conveyor Maintenance. Proceedings of the 12th International Symposium Continuous Surface Mining — Aachen 2014, Edition: Lecture Notes in Production Engineering, Publisher: Springer International Publishing, Editors: Christian Niemann-Delius, pp. 31–40.

8.Zimroz R., Bartelmus W., Barszcz T., Urbanek J. Diagnostics of bearings in presence of strong operating conditions non-stationarity-A procedure of loaddependent features processing with application to wind turbine bearings (2013) Mechanical Systems and Signal Processing doi: 10.1016/j. ymssp. 2013.09.010.

9.Zimroz R., Krol R., Hardygora M., GorniakZimroz J., Bartelmus W., Gladysiewicz L., Biernat S. A maintenance strategy for drive units used in belt conveyors network 22nd World Mining Congress & Expo, 11–16 September, Istanbul-2011. Vol. 1 / ed. Şinasi Eskikaya. Ankara: Aydoğdu Ofset, 2011. pp. 433–440.

10. Bartelmus W. Gearbox damage process 2011 J. Phys.: Conf. Ser. 305/1 paper no 012029 doi:10.1088/1742– 6596/305/1/012029.

11. Bartelmus W., Chaari F., Zimroz R., Haddar M. Modelling of gearbox dynamics under timevarying nonstationary load for distributed fault detection and diagnosis. European Journal of Mechanics. A, Solids. 2010, vol. 29, nr 4, s. 637–646.

12. Bellino A., Fasana A., Garibaldi L., Marchesiello S. PCA-based detection of damage in timevarying systems Mechanical Systems and Signal Processing 24/7 2010, pp. 2250–2260.

В Российской Федерации, как и во многих других развитых странах, транспорт является одной из крупных отраслей хозяйства, а также важнейшей частью производственной инфраструктуры. Транспортная система объединяет все регионы страны, что является необходимым условием ее территориальной полноты. В свою очередь широкое применение транспортных коммуникаций как в масштабах страны, так и в масштабе предприятия заставляет задуматься об энергоэффективности в транспортной системе в целом ввиду ежегодного роста энергопотребления, негативного влияния на окружающую среду и количества выбросов вредных веществ, необоснованного роста расходов на эксплуатацию и содержание оборудования [1].

Одним из наиболее распространенных средств перемещения сыпучих и штучных материалов являются системы непрерывного транспорта, в том числе, ленточные конвейеры. Особо широкое распространение последние получили в угольной и горно-рудной промышленности в качестве промежуточных и магистральных конвейерных систем высокой производительности, обеспечивающих транспортирование грузов на большие расстояния.

Проблема повышения энергоэффективности и обеспечения сбережения энергоресурсов является приоритетной как для экономики страны в целом, так и для горнодобывающего комплекса, в частности. В настоящее время развивается новое научное направление, в котором разрабатываются теоретические основы энергосбережения и энергоэффективности, а также накапливается опыт их практического внедрения [4, 9, 10]. Одним из методов диагностирования технического состояния транспортной единицы (например, ленточного конвейера или карьерного самосвала) как средств транспорта является метод неразрушающего контроля [5]. При этом одним из немаловажных элементов неразрушающего контроля является тепловизионный контроль и анализ состояния смазочных материалов.

Температурный режим работы смазочных материалов, который соответствует ГОСТ 28549.990, имеет огромное значение для энергоэффективной эксплуатации транспортной единицы. При превышении соответствующих температурных нормативов смазочные материалы ухудшают свои смазывающие свойства, что приводит к повышенному износу рабочих трущихся поверхностей и подшипниковых узлов. На практике нагрев редуктора определяется «вручную», и чаще всего это не дает достоверной информации. По этой причине целесообразно использовать комплексный подход: непрерывный контроль температурного режима работы и периодическая углубленная спектрально-эмиссионная диагностика работающего масла. Спектральным анализом механических примесей, содержащихся в трансмиссионном масле, определяется концентрация продуктов износа. При диагностике масла определяются следующие параметры: кинематическая вязкость, температура вспышки в открытом тигле, содержание воды и продукты износа [1, 2]. Частицами металлов, сигнализирующих о техническом состоянии трущихся рабочих поверхностей и подшипниковых узлов, служат железо, медь, хром, никель и кремний. При постоянном превышении содержания какого-либо из этих металлических элементов в смазочном материале необходимо выполнить диагностику зубчатых колес, шлицевых соединений и подшипников. Превышение содержания в масле только кремния говорит о том, что масло выработало свой ресурс и необходимо произвести полную его замену. Замену масла следует произвести и в случае постепенного накопления в нем металлических частиц, концентрация которых близка или превышает предельные значения. Наличие небольшого количества частиц меди в масле — нормально, это обусловлено использованием подшипников с латунными сепараторами.

Для Цитирования:
Хорешок А.А., Кузин Е. Г., Шальков А.В., Мамаева М.С., Лупий М. Г., Оценка энергоэффективности транспортных установок по результатам технической диагностики. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: