В настоящей статье раскрыты позиции отдельных российских ученых относительно вопросов и проблем формирования справедливой системы оплаты труда российских учителей, ее взаимосвязи с особенностями режима труда педагогов общеобразовательных школ. Выявлено, что важнейшими вопросами и проблемами для научного сообщества становятся вопросы совершенствования системы оплаты труда учителей и ее справедливости. Подчеркивается, что при несоблюдении множества рекомендаций по величине и доле окладов это приводит к размытости структуры заработной платы, большой и необоснованной региональной дифференциации базового оклада и его низкому уровню. Большой разрыв в величине ставок, самостоятельно устанавливаемых в субъектах РФ, приводит к разной оплате труда равной ценности, что нарушает один из базовых принципов трудового права — равной оплаты труда равной ценности. Показаны положительные тенденции и намерения в решении сложных вопросов справедливого оценивания труда учителей в различных регионах страны со стороны руководства страны, правительства, органов представительной власти. Обращено внимание на отдельные позиции отраслевого соглашения в связи с возникающими сложностями проведения учебного процесса в российских приграничных регионах, где с августа 2024 г. был введен режим контртеррористической операции (КТО). По результатам проведенного анализа отдельных норм и позиций социального партнерства, закрепленных в отраслевом Соглашении со стороны федерального органа исполнительной власти — Министерства просвещения России, сделаны выводы, в целом, об учете особенности труда учителей при проведении уроков с применением дистанционных технологий. При этом, также обозначены особенности данного образовательного процесса в вышеуказанных регионах и необходимости их учета в целях реализации принципа справедливости в постоянно совершенствуемой системе оплаты труда.