Проведена сравнительная оценка физического развития студентов двух групп по 30 человек (первая в начале обучения, вторая — через два года) в военном университете. Оценены антропометрические (длина и масса тала, окружность грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе) и физиометрические (сила кисти, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое давление (САД, ДАД)) показатели. Рассчитаны индекс массы тела, индекс функциональных изменений. Суточные энергетические расходы составили 3117,7 ± 34,0 ккал, энергетическая ценность рациона питания 3081,1 ± 75,1 ккал/ сут. Масса тела в начале обучения ниже на 2,7 кг (р = 0,001), экскурсия грудной клетки на 4,9 см (р = 0,001), ЖЕЛ на 90,0 мл (р = 0,01), ЧСС реже на 4,6 уд/мин (р = 0,02), САД выше 4,8 на мм рт. ст. (р = 0,01). По индивидуальным данным более чем у одной третьей части лиц группы 1 сила кисти была в пределах 40–49 кг, у основной доли— в пределах от 50 до 55 кг, у десятой части в пределах более 56–60 кг. В группе 2 доля лиц с минимальной силой кисти отличалась практически вдвое, а с максимальной — в 2,3 раза. В группе 1 у 16,6 % лиц с избыточной массой тела ИМТ колебался в интервале 25,5÷27,7 ед.; в группе 2 у 13,3 % в интервале 25,02÷25,8 ед. Рост и динамика массы тела, мышечной силы указывали на увеличение активной массы тела и снижение жировой компоненты. Организованный быт, питание, распорядок дня и вовлечение студентов в спортивные секции способствуют развитию физических качеств, повышению адаптационных возможностей организма (доля лиц с удовлетворительной адаптацией выше в 4 раза, функционального напряжения — ниже в 1, 6 раза).