По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.71:612.063 DOI:10.33920/med-08-2302-05

Оценка влияния условий обучения в военном университете гуманитарного типа на физическое развитие студентов

Рахманов Рофаиль Салыхович д-р мед. наук, профессор кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: raf53@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1531-5518
Богомолова Елена Сергеевна д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: olenabgm@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-1573-3667
Разгулин Сергей Александрович д-р мед. наук, доцент, заведующий кафедры медицины катастроф, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: kafedramk@pimunn.ru, https://orcid.org/0000 0001 8356 2970
Пискарев Юрий Геннадьевич д-р мед. наук, доцент, профессор кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: piskarev-7591@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5918-9173
Царяпкин Владимир Евгеньевич ассистент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: tsaryapkin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8338-4190

Проведена сравнительная оценка физического развития студентов двух групп по 30 человек (первая в начале обучения, вторая — через два года) в военном университете. Оценены антропометрические (длина и масса тала, окружность грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе) и физиометрические (сила кисти, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое давление (САД, ДАД)) показатели. Рассчитаны индекс массы тела, индекс функциональных изменений. Суточные энергетические расходы составили 3117,7 ± 34,0 ккал, энергетическая ценность рациона питания 3081,1 ± 75,1 ккал/ сут. Масса тела в начале обучения ниже на 2,7 кг (р = 0,001), экскурсия грудной клетки на 4,9 см (р = 0,001), ЖЕЛ на 90,0 мл (р = 0,01), ЧСС реже на 4,6 уд/мин (р = 0,02), САД выше 4,8 на мм рт. ст. (р = 0,01). По индивидуальным данным более чем у одной третьей части лиц группы 1 сила кисти была в пределах 40–49 кг, у основной доли— в пределах от 50 до 55 кг, у десятой части в пределах более 56–60 кг. В группе 2 доля лиц с минимальной силой кисти отличалась практически вдвое, а с максимальной — в 2,3 раза. В группе 1 у 16,6 % лиц с избыточной массой тела ИМТ колебался в интервале 25,5÷27,7 ед.; в группе 2 у 13,3 % в интервале 25,02÷25,8 ед. Рост и динамика массы тела, мышечной силы указывали на увеличение активной массы тела и снижение жировой компоненты. Организованный быт, питание, распорядок дня и вовлечение студентов в спортивные секции способствуют развитию физических качеств, повышению адаптационных возможностей организма (доля лиц с удовлетворительной адаптацией выше в 4 раза, функционального напряжения — ниже в 1, 6 раза).

Литература:

1. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения. Сеченовский вестник. 2017; 2 (28): 4–11.

2. Кику П.Ф. Здоровье студентов Дальнего Востока и Сибири: социально-гигиенические и организационно-экономические проблемы. Владивосток: Изд. дом ДФУ. 2016; 206 с.

3. Gruzieva TS, Galiienko LI, Pelo IM, Omelchuk ST, Antonuk OY. Health and lifestyle of students’ youth: status, problems and ways of solution. Wiad Lek. 2018; 71 (9): 1753–1758.

4. Фертикова Т. Е. Состояние здоровья студентов и здоровьесберегающие технологии: региональный опыт вузов России. Морская медицина. 2019; 2: 34–44, doi: http://dx.doi.org/10.22328/2413‑5747‑2019‑5‑2‑34‑44

5. Коданева Л.Н., Шулятьев В.М., Размахова С.Ю., Пушкина В.Н. Состояние здоровья и образ жизни студентов. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; 12 (54): 45–47. doi: 0.18454/IRJ.2016.54.046

6. Al-Sejari M. Sociocultural Characteristic, Lifestyle, and Metabolic Risk Factors Among a Sample of Kuwaiti Male University Students. Am J Mens Health. 2017; 11 (2): 308–317. doi: 10.1177/1557988316680937

7. Mishra SR, Neupane D, Shakya A, at al. Modifiable Risk Factors for Major Non-communicable Diseases Among Medical Students in Nepal. J. Community Health. 2015; 40 (5): 863–8. doi: 10.1007/s10900‑015‑0012‑6

8. Hilger J, Loerbroks A, Diehl K. Eating behaviour of university students in Germany: Dietary intake, barriers to healthy eating and changes in eating behaviour since the time of matriculation. Appetite. 2017 Feb 1; 109:100–107. doi: 10.1016/j

9. Amore L, Buchthal J V, Banna J C. Identifying perceived barriers and enablers of healthy eating in college students in Hawai’i: a qualitative study using focus groups. BMC Nutr. 2019 Feb 22; 5: 16. doi: 10.1186/s40795‑019‑0280‑0

10. Мартынова Е.Ю., Колокольцев М.М. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов вуза разных функциональных групп здоровья. Современные проблемы науки и образования. 2016; 6; URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id = 25728 (дата обращения: 03.10.2022).

11. Prontenko KV, Grygoriy P Griban GP, Aloshyna AI, Sergii M Bezpalyi SM, Yavorska TYe, et al. The physical development and functional state as the important components of the students’ health.Wiad Lek. 2019; 72 (12 cz 1): 2348–2353.

12. Prontenko KV, Griban GP, Bloshchynskyi IG, Melnychuk IM, Popovych DV, Viktor L Nazaruk VL,et al. Improvement of students’ morpho-functional development and health in the process of sport-oriented physical education. Wiad Lek. 2020; 73 (1): 161–168.

13. Melnychuk IM, Yastremska SO, Popovych DV, Humeniuk VV, Yefremova OV, Novakova LV, et al. Dynamics of the medical university students during sports activities. Wiad Lek. 2021; 74 (2): 295–302.

14. Anishenko AP, Arkhangelskaia AN, Zaborova VA, Karganov MYu, Alchinova IB, Polyakova MV, et al. Three-year dynamics of the changes in the physical fitness, anthropometric development, food preferences, and metabolic changes in the students trained according to the modified methodology of physical culture. Vopr Kurortol Fizioter Lech Fiz Kult. 2018; 95 (4): 31–40. doi: 10.17116/kurort20189504131

15. Шутьева Е.Ю., Зайцева Т.В. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; 4. URL: https://concept.ru/2017/170084.htm.

16. Янченко С.В., Минина В.А. Влияние профессионального и любительского спорта на организм человека. Молодой ученый. 2018; 14 (200): 257–260. URL: https://moluch.ru/archive/200/49078/ (дата обращения: 03.10.2022).

17. Томаев Э.Х., Хозиев Ф.Б., Хубецов А.М. Физическое воспитание как необходимое условие поддержания психического здоровья современных студентов. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; 8 (3-28): 159–162. doi: 10.26140/bgz3‑2019‑0803‑0040

18. Simchon Y, Turetsky O, Carmeli E. Characterization of physical activity in undergraduate students in Israel. Int J Adolesc Med Health. 2016 Jul 18; 29 (6):/j/ijamh.2017.29.issue-6/ijamh-2016-0052/ijamh-2016–0052.xml. doi: 10.1515/ijamh-2016–0052

19. Гилясова М.Х. Физическая подготовленность студентов, занимающихся различными видами двигательной деятельности. Современные научные исследования и инновации. 2016; 1 [Электронный ресурс]. URL: https:// web.snauka.ru/issues/2016/01/63013 (дата обращения: 03.10.2022).

20. Синенков Н.А. Характеристика физического развития студентов различных курсов обучения. NovaInfo.Ru. 2016; 51 (1): 200–204.

21. Кубиева С.С. Ботагариев Т.А., Жетимеков Е. Т. Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018; 2 (9): 26–49. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

22. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник. М.: ДеЛи принт. 2007; 276 с.

23. Васюкова А. Т. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена. М.: КноРус, 2021; 196 с.

24. Новиков В.С. Методы исследования в физиологии военного труда. М.: Воениздат, 1993; 240 с.

25. Захарченко М.П., Маймулов В. Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. СПб.: МФИН, 1997; 516 с.

26. Almutairi KM, Alonazi WB, Vinluan JM, Almigbal TH, Batais MA, Alodhayani AA, Alsadhan N, Tumala RB, Moussa M, Aboshaiqah AE, Alhoqail RI. Health promoting lifestyle of university students in Saudi Arabia: a cross-sectional assessment. BMC Public Health. 2018 Sep 5; 18 (1): 1093. doi: 10.1186/s12889‑018‑5999‑z

27. Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Тарасов А.В., Непряхин Д.В. Оценка здоровья подростков по показателям крови при переходе от школьной в университетскую образовательную среду. Здоровье населения и среда обитания. 2022; 30 (8): 44–50. doi: 10.35627/2219–5238/2022‑30‑8‑44‑50

28. Пискунов А.Р., Смирнов А.Э., Яцук К.В. Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях. Молодой ученый. 2016; 30 (134): 398–404.

1. Glybochko P.V., Esaulenko I. E., Popov V. I., Petrova T.N. Health of students of medical universities in Russia: problems and ways to solve them. Sechenovskii vestnik. 2017; 2 (28): 4–11.

2. Kiku P. F. Health of students in the Far East and Siberia: socio-hygienic and organizational and economic problems. Vladivostok: Izd. dom DFU, 2016. 206. (in Russian)

3. Gruzieva TS, Galiienko LI, Pelo IM, Omelchuk ST, Antonuk OY. Health and lifestyle of students’ youth: status, problems and ways of solution. Wiad Lek. 2018; 71 (9): 1753–1758.

4. Fertikova T. E. The health status of students and health-saving technologies: regional experience of Russian universities. Morskaya meditsina. 2019; 2: 34–44, (in Russian). doi: http://dx.doi.org/10.22328/2413‑5747‑2019‑5‑2‑34‑44

5. Kodaneva L.N., Shulyat’ev V. M., Razmakhova S.Yu., Pushkina V.N. Health status and lifestyle of students. 2016; 12 (54): 45–47. (in Russian). doi: 0.18454/IRJ.2016.54.046

6. Al-Sejari M. Sociocultural Characteristic, Lifestyle, and Metabolic Risk Factors Among a Sample of Kuwaiti Male University Students. Am J Mens Health. 2017; 11 (2): 308–317. doi: 10.1177/1557988316680937

7. Mishra SR, Neupane D, Shakya A, at al. Modifiable Risk Factors for Major Non-communicable Diseases Among Medical Students in Nepal. J. Community Health. 2015; 40 (5): 863–8. doi: 10.1007/s10900‑015‑0012‑6

8. Hilger J, Loerbroks A, Diehl K. Eating behaviour of university students in Germany: Dietary intake, barriers to healthy eating and changes in eating behaviour since the time of matriculation. Appetite. 2017 Feb 1; 109: 100–107. doi: 10.1016/j

9. Amore L, Buchthal JV, Banna JC. Identifying perceived barriers and enablers of healthy eating in college students in Hawai’i: a qualitative study using focus groups. BMC Nutr. 2019 Feb 22; 5: 16. doi: 10.1186/s40795‑019‑0280‑0

10. Martynova E.Yu., Kolokol’tsev M.M. Physical development and physical fitness of university students of different functional health groups. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 6; URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=25728 (data obrashcheniya: 03.10.2022). (in Russian)

11. Prontenko KV, Grygoriy P Griban GP, Aloshyna AI, Sergii M Bezpalyi SM, Yavorska TYe, et al. The physical development and functional state as the important components of the students’ health.Wiad Lek. 2019; 72 (12 cz 1): 2348–2353.

12. Prontenko KV, Griban GP, Bloshchynskyi IG, Melnychuk IM, Popovych DV, Viktor L Nazaruk VL, et al. Improvement of students’ morpho-functional development and health in the process of sport-oriented physical education. Wiad Lek. 2020; 73 (1): 161–168.

13. Melnychuk IM, Yastremska SO, Popovych DV, Humeniuk VV, Yefremova OV, Novakova LV,ey al. Dynamics of the medical university students during sports activities. Wiad Lek. 2021; 74 (2): 295–302.

14. Anishenko AP, Arkhangelskaia AN, Zaborova VA, Karganov MYu, Alchinova IB, Polyakova MV, et al. Three-year dynamics of the changes in the physical fitness, anthropometric development, food preferences, and metabolic changes in the students trained according to the modified methodology of physical culture. Vopr Kurortol Fizioter Lech Fiz Kult. 2018; 95 (4): 31–40. doi: 10.17116/kurort20189504131

15. Shut’eva E. Yu., Zaitseva T.V. The impact of sports on human life and health. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2017; 4. URL: https://concept.ru/2017/170084.htm

16. Yanchenko S. V., Minina V. A. The influence of professional and amateur sports on the human body. A young scientist. 2018; 14 (200): 257-260. URL: https://moluch.ru/archive/200/49078 / (accessed: 03.10.2022).

17. Tomaev E.Kh., Khoziev F.B., Khubetsov A.M. Physical education as a necessary condition for maintaining the mental health of modern students. Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal (Baltic Humanitarian Journal). 2019; 8 (3-28): 159–162. (in Russian) doi: 10.26140/bgz3‑2019‑0803‑0040

18. Simchon Y, Turetsky O, Carmeli E. Characterization of physical activity in undergraduate students in Israel. Int J Adolesc Med Health. 2016 Jul 18; 29 (6):/j/ijamh.2017.29.issue-6/ijamh-2016-0052/ijamh-2016–0052.xml. doi: 10.1515/ijamh-2016–0052

19. Gilyasova M.Kh. Physical fitness of students engaged in various types of motor activity. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2016; 1 [Elektronnyi resurs]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/63013 (data obrashcheniya: 03.10.2022). (in Russian)

20. Sinenkov N.A. Characteristics of the physical development of students of various courses of study. NovaInfo.Ru. 2016; 51 (1): 200–204. (in Russian)

21. Kubieva S. S. Botagariev T.A., Zhetimekov E.T. Physical fitness and physical development of university students of various profiles. Zdorov’e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul’tury i sporta. 2018; 2 (9): 26–49. URL: http:// journal.asu.ru/index.php/zosh. (in Russian)

22. Skurikhin I.M., Tutel’yan V.A. Tables of the chemical composition and calorie content of Russian food products: a Handbook. Moscow: DeLi print. 2007, 276. (in Russian)

23. Vasyukova A.T. Microbiology, nutritional physiology, sanitation and hygiene. Moscow: KnoRus. 2021, 196. (in Russian)

24. Novikov V. S. Research methods in the physiology of military labor. Moscow: Voenizadt. 1993. (in Russian)

25. Zakharchenko M.P., Maimulov V.G., Shabrov A.V. Diagnostics in preventive medicine. Saint Petersburg: MFIN (Saint Petersburg: MFIN). 1997. (in Russian)

26. Almutairi KM, Alonazi WB, Vinluan JM, Almigbal TH, Batais MA, Alodhayani AA, Alsadhan N, Tumala RB, Moussa M, Aboshaiqah AE, Alhoqail RI. Health promoting lifestyle of university students in Saudi Arabia: a cross-sectional assessment. BMC Public Health. 2018 Sep 5; 18 (1): 1093. doi: 10.1186/s12889‑018‑5999‑z

27. Rakhmanov R. S., Bogomolova E. S., Tarasov A.V., Nepryakhin D.V. Assessing the health of adolescents by blood parameters in the transition from school to university educational environment. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya. 2022; 30 (8): 44–50. (in Russian) doi: 10.35627/2219–5238/2022‑30‑8‑44‑50

28. Piskunov A.R., Smirnov A. E., Yatsuk K.V. Training of military personnel in higher military educational institutions. Molodoi uchenyi. 2016; 30 (134): 398–404. (in Russian)

В настоящее время имеется значительное число публикаций, в которых освещаются вопросы анализа заболеваемости [1–5], образа жизни [6, 7], пищевого поведения студентов [8, 9], физической активности [10–14]. При этом отмечается, что физическая активность студентов, определяющая их физическое развитие, способствует снижению заболеваемости, росту адаптационного потенциала организма, является направлением формирования профессиональной культуры специалиста, влияет на успеваемость [15–18]. Занятия физической культурой позитивно влияют на физическое развитие студентов: рост активной (мышечной) и снижение жировой массы тела, увеличение жизненной емкости легких, улучшение функции сердечно-сосудистой системы, самочувствия [10–14].

Однако доля студентов, относящихся к медицинской группе здоровья, ежегодно растет; наблюдается снижение двигательной активности, отрицательная динамика физического развития и физической подготовленности [19–21].

Цель исследования — оценить физическое развитие студентов в динамике обучения в военном университете гуманитарного типа.

Объект исследования — физическое развитие (ФР) студентов. Оценка ФР проводилась в двух равных группах студентов 1 и 2 по 30 человек: начале первого и в конце второго года обучения на основе добровольного информированного согласия методом случайно выборки. Все студенты предварительно проходили медицинское обследование и были здоровыми1. До обучения в данном университете все студенты в течение первых четырех лет обучались в гражданских учебных заведениях.

Оценили условия организованного размещения. Провели хронометраж суточного бюджета времени по распорядку дня, на основе которого рассчитали суточные энергетические расходы. Изучили организацию питания и энергетическую ценность суточного рациона с учетом фактически усвоенной части пищи [22, 23].

Проводили антропометрические и физиометрические измерения:

• антропометрические — длина (ДТ, см) и масса тела (МТ, кг); окружность грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе (см);

Для Цитирования:
Рахманов Рофаиль Салыхович, Богомолова Елена Сергеевна, Разгулин Сергей Александрович, Пискарев Юрий Геннадьевич, Царяпкин Владимир Евгеньевич, Оценка влияния условий обучения в военном университете гуманитарного типа на физическое развитие студентов. Санитарный врач. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: