В настоящее время имеется значительное число публикаций, в которых освещаются вопросы анализа заболеваемости [1–5], образа жизни [6, 7], пищевого поведения студентов [8, 9], физической активности [10–14]. При этом отмечается, что физическая активность студентов, определяющая их физическое развитие, способствует снижению заболеваемости, росту адаптационного потенциала организма, является направлением формирования профессиональной культуры специалиста, влияет на успеваемость [15–18]. Занятия физической культурой позитивно влияют на физическое развитие студентов: рост активной (мышечной) и снижение жировой массы тела, увеличение жизненной емкости легких, улучшение функции сердечно-сосудистой системы, самочувствия [10–14].
Однако доля студентов, относящихся к медицинской группе здоровья, ежегодно растет; наблюдается снижение двигательной активности, отрицательная динамика физического развития и физической подготовленности [19–21].
Цель исследования — оценить физическое развитие студентов в динамике обучения в военном университете гуманитарного типа.
Объект исследования — физическое развитие (ФР) студентов. Оценка ФР проводилась в двух равных группах студентов 1 и 2 по 30 человек: начале первого и в конце второго года обучения на основе добровольного информированного согласия методом случайно выборки. Все студенты предварительно проходили медицинское обследование и были здоровыми1. До обучения в данном университете все студенты в течение первых четырех лет обучались в гражданских учебных заведениях.
Оценили условия организованного размещения. Провели хронометраж суточного бюджета времени по распорядку дня, на основе которого рассчитали суточные энергетические расходы. Изучили организацию питания и энергетическую ценность суточного рациона с учетом фактически усвоенной части пищи [22, 23].
Проводили антропометрические и физиометрические измерения:
• антропометрические — длина (ДТ, см) и масса тела (МТ, кг); окружность грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе (см);