Создание национальной системы высшего образования в Российской Федерации стало главной темой расширенной итоговой коллегии Минобрнауки России, состоявшейся 19 мая.
В МГУ им. М.В. Ломоносова 19 апреля состоялось расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров, участники которого обсудили направления развития системы высшего образования в России.
В МГУ им. М.В. Ломоносова 27–28 апреля состоялся VI Форум ректоров вузов Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Сопредседателями образовательного саммита выступили президент Российского Союза ректоров (РСР), ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор Тегеранского университета профессор Сейед Мохаммад Могими. В работе форума приняли участие более 150 ректоров университетов, представителей образовательных и научных учреждений и ведомств двух стран, сообщили в пресс-службе МГУ.
Планируется, что в новой системе высшего образования основной формой обучения в вузах станет специалитет. При этом сохранится возможность поступления в магистратуру, которая может стать одногодичной. Для каких направлений подготовки и специальностей возможна реализация такой магистратуры рассказали ректоры российских университетов.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, совершенствующий механизм целевого обучения студентов в России. Закон обязывает заказчиков целевого обучения размещать предложения о заключении договора на единой цифровой платформе. Абитуриенты смогут найти там сведения о мерах поддержки в период обучения и о социальных гарантиях, выплатах при осуществлении трудовой деятельности, а также о работодателе, с которым впоследствии будет заключен трудовой договор. Как за последние 10 лет изменилось число студентов-целевиков в российских вузах, рассказали ректоры учебных заведений.
В рамках работы над экосистемой «Три миссии университета» Ассоциация составителей рейтингов (АСР) при поддержке Российского союза ректоров запускает проект «Мир сквозь призму "Трех миссий"». В рамках этого проекта авторы решили проверить, насколько полезна база данных, и на ее основе подготовили серию публикаций об образовании в разных странах.
В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества, в ней будут задействованы советы молодых ученых и студенческие научные объединения. «Благодаря этому мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого — от абитуриента до доктора наук, а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей», — рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Участниками пилотной программы наставничества станут шесть вузов. Ректоры двух из них — Балтийского федерального университета им. И. Канта и Государственного академического университета гуманитарных наук — рассказали о планах по реализации этого проекта.
В мае 2023 г. у соколов-сапсанов, живущих под шпилем главного здания МГУ, появилось потомство. Из-за сокращения популяции сокол-сапсан занесен в Красную книгу России. МГУ более 30 лет принимает участие в программе реинтродукции сокола-сапсана. В 1996 г. при поддержке ректора МГУ Виктора Садовничего в Экоцентре МГУ совместно с Русским соколиным центром «ВНИИ Экология» Минприроды России была запущена первая в стране программа по реинтродукции сокола-сапсана.
Возможно ли открыть для себя мир знаний и добиться успеха в науке без наставника? Почему образование неотделимо от науки? Как программа научного наставничества, реализуемая в вузах с 2023 г., сможет помочь вырастить поколение исследователей, готовых остаться в науке? Об этом мы беседуем с ректором Российского нового университета (РосНОУ), доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Владимиром Зерновым.
24–28 апреля в Екатеринбурге состоялись финальные мероприятия XIII Евразийского экономического форума молодежи — самого масштабного за всю его историю.
Уральский федеральный университет принял участие в разработке дорожной карты развития кампуса мирового уровня. Главные акценты сделаны на искусственный интеллект и передовые технологии.
Высшая школа экономики и Камчатский государственный университет подписали соглашение о сотрудничестве в рамках организации и проведения студенческих экспедиций проекта «Открываем Россию заново» в интересах изучения различных аспектов жизни российских регионов и вовлечения молодежи в социально-экономическое развитие страны.
Роль дополнительного профессионального образования в жизни современного человека и всей страны неуклонно растет. Отвечая в интервью на вопросы по этой теме, директор Межрегионального центра ДПО и содействия занятости Томского государственного университета Михаил Шепель отмечает: добавочные знания — это не просто тенденция, а драйвер развития экономики.
В ММПЦ «Россия сегодня» 20 апреля были представлены результаты ежегодного рейтинга вузов России по итогам 2022 г., а также рейтинга лучших факультетов московских вузов по версии портала hh.ru. При составлении рейтингов учитывались популярность вуза в своем регионе, востребованность выпускников, уровень ожидаемых зарплат. На конференции своим опытом поделились представители крупнейших работодателей и вузов столицы.
Агентство RAEX во второй раз публикует предметные рейтинги вузов России. В новом выпуске количество охваченных предметных областей увеличилось на 20% и составило 35 направлений — это математика, широкий спектр естественно-научных и инженерных специальностей, социальных и гуманитарных наук, а также педагогика, медицина и сельское хозяйство. В списки лучших вошли 164 вуза из 42 регионов России (годом ранее — 136 образовательных организаций из 41 субъекта федерации).
Психологический климат — это настроение группы, моральная и психологическая атмосфера, пропитывающая взаимоотношения ее участников. От атмосферы, царящей в коллективе вуза, зависит успех его деятельности и здоровье каждого из его участников. Создание благоприятного психологического климата во многом зависит от руководителя высшего учебного заведения.