Наука сегодня — это не просто двигатель прогресса, а главная опора для промышленности в укреплении суверенитета страны, её экономической независимости. Всё большая роль в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отводится университетам. Вузы, используя свой научный потенциал, призваны работать в тандеме с промышленными предприятиями, находить эффективные решения сложных производственных задач и, конечно, пополнять ряды сотрудников предприятий востребованными специалистами, способными внедрять инновационные технологии в производство. Для этой цели в наукограде Королёве — столице отечественной космонавтики — на базе Технологического университета им. А.А. Леонова недавно был открыт первый в России региональный технологический Центр аддитивного производства и лазерных технологий. Он положил начало формированию национальной технологической сети подобных центров по всей стране, которую создаёт Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) в рамках программы «Приоритет 2030».
Представители органов региональной власти, руководители ведущих университетов России, топ-менеджеры коммерческих IT-компаний собрались на Пятый образовательный интенсив IPR EDU 2022, чтобы обсудить тенденции в российском высшем образовании, поделиться опытом и лучшими практиками глобализации.
20 октября в Чеченском государственном университете имени Ахмата-Хаджи Кадырова состоялось торжественное мероприятие в честь запуска первой совместной экспедиции Высшей школы экономики и института развития Кавказ.РФ в Северо-Кавказском федеральном округе в рамках проекта «Открываем Россию заново» президентской платформы «Россия — страна возможностей».
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, один из инициаторов появления рейтинга «Три миссии университета», рассказал в интервью «Известиям» о том, что означает поручение президента Владимира Путина о новом национальном рейтинге вузов. Садовничий рассказал, что все аналогичные международные исследования качества образования в высших учебных заведениях так или иначе решают задачи, необходимые государствам, в которых они появились, и в нынешних условиях российский национальный рейтинг особенно важен.
Начало приёмной кампании 2022 г. в вузах России совпало с DDoS-атаками на сайты университетов в разных регионах страны. С такого рода проблемой столкнулись вузы в Нижегородской, Астраханской, Оренбургской, Тюменской, Кемеровской областях, Красноярском крае, в Коми, Татарстане, Чечне, Бурятии и в других регионах. Об этом официально заявляли представители вузов в соцсетях и на официальных ресурсах. Какие выводы и практические шаги были предприняты по итогу этих событий?
Стипендию для студентов, обучающихся на бюджетных местах в российских вузах, с будущего учебного года планируется увеличить на прогнозируемую величину инфляции. В базовом варианте это составит 1967 рублей (против нынешних 1755). Об этом в октябре писала «Российская газета» со ссылкой на проект постановления, подготовленный Минобрнауки России. Редакция сайта Российского Союза ректоров обратилась к руководителям вузов РФ с просьбой рассказать, какая доля их студентов, имеющих право на академическую стипендию, получает её? Какой стандартный (без доплат за какие-либо достижения) размер стипендии установлен в вузах с 1 сентября этого года?
Средний размер повышения стоимости обучения отечественными вузами на 2022–2023 учебный год уложился в размер инфляции, предусмотренный Законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», — 4–5 %. Однако очевидно, что в нынешнем году инфляция по итогам года превысит указанный уровень. Руководители высших учебных заведений в очередном выпуске проекта «Вопрос ректору» на сайте РСР рассказали, на сколько выросла стоимость обучения для студентов-платников в новом учебном году. И достаточно ли этого повышения для покрытия расходов вузов на фоне выросшей инфляции?
Одна из провозглашённых стратегических целей развития отечественной высшей школы — как можно более полное задействование её потенциала в решении конкретных задач развития страны. На сегодня одна из важнейших среди таких задач — импортозамещение. Редакция сайта Российского Союза ректоров обратилась к руководителям российских вузов с просьбой прокомментировать, в каких проектах по импортозамещению участвуют их учебные заведения?
Особенности управления научным потенциалом в российских вузах проанализировали сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных опроса руководителей подразделений вузов, проведённого в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО) НИУ ВШЭ в 2020/2021 учебном году. На вопросы о состоянии и перспективах вузовской науки отвечали деканы факультетов, заведующие кафедрами, главы институтов, центров, лабораторий.
В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвящённая промежуточным результатам проекта «Университет Future Skills» и дальнейшим планам внедрения перспективных компетенций в программы обучения вузов.
В 2022/23 учебном году студенты Университета МИСИС, демонстрирующие высокий уровень владения практическими компетенциями, смогут получать стипендию за цифровые навыки. Специальная выплата назначается за помощь преподавателям и однокурсникам в организации технической части учебного процесса. Размер стипендии — от 25 тысяч до 40 тысяч рублей в месяц, продолжительность выплаты: от 1 до 3 месяцев.
Тенденции в дополнительном образовании изучили авторы 24-го выпуска «Мониторинга экономики образования», посвящённого образовательным программам для поддержки занятости населения.
В 2022 г. исполнилось 100 лет со дня рождения известного российского философа, логика и историка науки Бориса Владимировича Бирюкова — ученика выдающегося советского философа и логика Софьи Александровны Яновской.
Рейтинговое агентство RAEX провело публичное заседание экспертного совета рейтинга лучших вузов России RAEX-100. К онлайн-заседанию подключились более 180 представителей вузов и экспертов в области образования. Составители списков лучших вузов рассказали о ключевых трендах экосистемы рейтингов «Три миссии университета», об особенностях подготовки RAEX-100 и ожидаемых новациях в методике исследования.