Описаны основные виды тепловых моделей асинхронных электродвигателей. Рассмотрены одномассовая, двухмассовая и многомассовая модели. Отмечено, что одномассовая модель не дает точного представления о температуре роторной цепи асинхронного двигателя, которая должна контролироваться в условиях частотного регулирования асинхронного электропривода при изменении потока электрической машины. Среди двухмассовых моделей выбрана модель с разделением на массу статора и массу ротора. Она выбрана в качестве базовой модели для проведения исследований.
С применением теории искусственных нейронных сетей разработаны принципы организации структуры, подготовки входных данных и обучающего набора нейроэмуляторов асинхронной электрической машины, работающей как в нормальных эксплуатационных режимах, так и в условиях импульсных помех.
Проведен анализ существующих способов аварийного ограничения нагрузки, связанных с небалансом активной мощности и перегрузкой электрооборудования. Утверждается, что современная тенденция энергозависимости инфраструктуры и увеличение количества ответственных и социально-значимых потребителей во всех отраслях требует более детального учета их приоритетности, особенно среди городских и сельскохозяйственных потребителей. Установлено, что имеется интерес не только у работников энергоснабжающих компаний, но и потребителей к реализации аварийного ограничения нагрузки на напряжение 0,4 кВ. Выявлена актуальность разработки технического решения по взаимной интеграции устройств РЗА и АСКУЭ, необходимого для селективного отключения потребителей на напряжение 0,4 кВ по командам автоматической частотной разгрузки. Проведен краткий обзор отечественных и зарубежных разработок по реализации противоаварийного отключения нагрузки непосредственно на напряжение 0,4 кВ. Был сделан анализ и сравнение возможных вариантов реализации аварийного ограничения нагрузки в системах электроснабжения городских и сельскохозяйственных потребителей.
Изложен мировой опыт применения смесевых топлив из углей и древесины на энергетических установках тепловых электрических станций. Представлены основные результаты исследований влияния компонентного состава смесевых топлив на их энергетические характеристики. Показано, что на сегодняшний день результатов экспериментальных исследований характеристик смесевых топлив на основе углей и древесной биомассы недостаточно для их использования на ТЭС, отсутствуют обоснования и методики выбора концентраций компонент (по базовым критериям).