По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313

Обзор существующих тепловых моделей для частотно-регулируемого асинхронного электродвигателя

Федорова К.Г. Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, E-mail: fedorova@mail.ru

Описаны основные виды тепловых моделей асинхронных электродвигателей. Рассмотрены одномассовая, двухмассовая и многомассовая модели. Отмечено, что одномассовая модель не дает точного представления о температуре роторной цепи асинхронного двигателя, которая должна контролироваться в условиях частотного регулирования асинхронного электропривода при изменении потока электрической машины. Среди двухмассовых моделей выбрана модель с разделением на массу статора и массу ротора. Она выбрана в качестве базовой модели для проведения исследований.

Литература:

1. Котеленец Н.Ф, Кузнецов  Н.Л. Испытания и надежность электрических машин: Учеб. пособие для вузов.  – М.: Высшая школа, 1988.

2. Федоров М.М. Динамические тепловые модели узлов электрических машин  // Електромашинобудувания та електрообладнання. Мiжвiд. наук.техн. зб. – 1999. – Вип. 53. – С. 70–73.

3. Ильинский Н.Ф. Основы электропривода. – М.: Изд-во МЭИ, 2007.

4. Шрейнер Р.Т., Костылев  А.В., Кривовяз В.К., Шилин С.И. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в  системах частотного управления: учеб. пособие  / Под ред. Р.Т.  Шрейнера. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.гос. проф._пед. ун-т», 2008.

5. Минаков А.А. Разработка алгоритмов выбора двигателей в  электроприводах со  стохастической нагрузкой: Дисс. канд. техн. наук. – М.: Моск. энерг. ин-т, 1986. – 197 c.

6. Бухгольц Ю.Г. Основы аэродинамических и тепловых расчетов в электромеханике: учеб. пособие  / В.А.  Тюков, Т.В. Честюнина, Ю.Г. Бухгольц .– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008.

7. Адаптивная математическая модель тепловых процессов асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором / Зализный Д.И., Широков О.Г., Попичев В.В. // Вестник Гомельского государственного технического университета им.  П.О.  Сухого. – 2015. – Т. 1. – № 1-1 (60). – С. 31–43.

8. Булычев А.В., Ерохин  Е.Ю., Поздеев Н.Д., Филичев О.А. Тепловая модель асинхронного двигателя для цепей релейной защиты  // Электротехника.  – 2011. – № 3. – С. 26–30.

9. Осташевский Н.А. Математическая модель теплового состояния частотноуправляемого асинхронного двигателя в нестационарных режимах / Н.А. Осташевский, В.П.  Шайда  // Электромашиностроение и  электрооборудование.  – 2010. – № 75. – С. 46–51.

10. Чиликин М.Г. Общий курс электропривода. – М.: Энергия, 1971. – 432 с.

11. Горнов А.О. Нагрев и охлаждение электрических двигателей. – М.: МЭИ, 1980.

12. Sensorless stator winding temperature estimation for induction machines, ZhiGao, Georgia Institute of Technology, 2006.

13. Математические модели нагрева и  охлаждения асинхронных двигателей для микропроцессорного реле тепловой защиты  / Г.А.  Бугаев, А.И.  Леонтьев, Е.Ю. Ерохин [и др.] // Электромеханика. – 2001. – № 2. – С. 51–54.

14. Нагрев асинхронного двигателя при случайном характере нагрузки  / Зюзев А.М., Метельков В.П. // Энергетика. Инновационные направления в  энергетике. CALS-технологии в  энергетике.  – 2013. – № 1. – С. 50–56.

15. Оценка нагрева обмотки статора асинхронного двигателя в  электроприводе с  периодическим характером нагружения / Зюзев А.М., Метельков В.П. // Электротехнические системы и комплексы. – 2010. – № 1. – С. 80.

16. Федорова К.Г. Структура тепловой модели асинхронного двигателя, применимая для численных методов. Тез. докл. XIX Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика». – М.: Издат. дом МЭИ, 2013. – С. 278.

На сегодняшний день в литературе описаны как простые тепловые модели асинхронных электрических двигателей, которые дают только примерное представление о нагреве двигателя, так и очень сложные, где необходимо знать специфические параметры, которые зачастую известны только заводам-изготовителям.

При частотном регулировании электродвигатель, как правило, эксплуатируется при переменных потоке, теплоотдаче и соотношениях потерь в статорной и роторной цепях. Вместе с тем наиболее критичной к нагреву частью асинхронного электродвигателя является изоляция обмотки статора [2]. По данным [1] доля отказов по причине повреждения обмоток для асинхронных электродвигателей мощностью более 5 кВт составляет 85–95%.

В основу простейшей одномассовой тепловой модели положено уравнение теплового баланса [3]. При построении данной модели делаются следующие допущения – электродвигатель представляется как однородная масса с равномерно распределенными источниками тепла, с бесконечной внутренней теплопроводностью, с теплоотдачей, пропорциональной разности температуры двигателя и окружающей среды.

Уравнение теплового баланса для данной тепловой модели представлено следующим образом [3]:

Полученное выражение соответствует инерционному звену. При постоянных потерях в двигателе и постоянной теплоотдаче во внешнюю среду превышение температуры изменяется по экспоненциальному закону (рис. 1):

Данным уравнениям соответствует структурная схема динамической тепловой модели, приведенная на рис. 2. Тепловая модель представляется в виде апериодического звена, на вход которого подается мощность потерь, и на выходе которого – перегрев.

В классических косвенных методах проверки электродвигателя по нагреву (метод средних потерь и метод эквивалентных величин) используется именно данная тепловая модель электродвигателя.

К достоинствам одномассовой модели можно отнести ее простоту и надежность оценки теплового состояния двигателя при его работе с постоянной мощностью (потери в двигателе DP и тепловой поток в двигателе постоянны) и неизменной температурой окружающей среды. Параметры такой модели можно косвенно рассчитать из паспортных данных электрического двигателя.

Для Цитирования:
Федорова К.Г., Обзор существующих тепловых моделей для частотно-регулируемого асинхронного электродвигателя. Главный энергетик. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: