В последние десятилетия ведутся активные исследования новых более экологичных топлив по сравнению с традиционными. Такие энергоносители в основном смесевые топлива на основе углей и биомассы. Одним из перспективных топлив такого рода и является смесь углей и мелкодисперсной древесины.
Мелкодисперсная древесина представляет собой разновидность биотоплива, сформированного из высокомолекулярных соединений, основными компонентами которой являются целлюлоза, лигнин, гемицеллюлоза. В процессе работы деревоперерабатывающих комбинатов образуется много отходов в виде мелкодисперсной древесины.
В России и многих других государствах ведутся исследования смесевых топлив (водоугольных, органоводоугольных, на основе отходов лесопромышленного производства и др.), определенных успехов в последние годы добились в таких странах, как Финляндия, Швеция, Китай, Индия, США, Канада.
Группа научных сотрудников из университета г. Нотингем Нингбо, Китай, провела исследования взаимодействия между низкосортным углем и биомассой (солома овса, рисовая шелуха) в различных концентрационных соотношениях. Исследовались каталитические эффекты золообразования при термическом разложении таких смесевых топлив. Авторами установлено, что состав смесевого топлива из угля и овсяной соломы дает более высокий синергетический эффект, чем смесь угля и рисовой шелухи. Положительный эффект получен при соотношении массовых концентраций биомассы и угля 30/70%. Также установлен коэффициент эффективного соотношения смесевого топлива на основе угля и соломы овса – 0,16, смеси угля и рисовой шелухи – 0,09. Коэффициент соотношения угля и биомассы в работе [1] определен с целью подбора оптимального их соотношения для совместного сжигания на угольных электростанциях. Экспериментальные исследования позволили определить условия повышения эффективности использования низкокачественных углей за счет синергетического эффекта при их совместной переработке с биомассой. Этот коэффициент получил наименование «синергетический фактор», показал хорошую корреляцию с характеристиками, представленными в других работах, и позволил оценить значимость каталитического эффекта при сжигании смесевых топлив [1].