Роль и значение Программы государственных гарантий бесплатного предоставления гражданам медицинской помощи. Минимальный социальный стандарт медицинской помощи. Участие медицинской организации в размещении государственного заказа. Плановое задание. Финансовые ресурсы здравоохранения. Программа обязательного медицинского страхования. Роль страховых медицинских организаций.
В Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи с 2011 года по настоящее время выделен самостоятельный раздел «Критерии доступности и качества медицинской помощи», согласно которому удовлетворенность пациентов есть один из важных критериев оценки качества медицинской помощи. Оценка качества медицинской помощи является одной из самых сложных клинико-организационных задач, объективно решить которую, не опираясь на определенные профессиональные и технологические стандарты, практически невозможно. В статье авторами рассматривается связь качества медицинской помощи и удовлетворенность населения с применением различных форм стандартизации лечебного процесса.
Материальные ресурсы для обеспечения лечебно-профилактической помощи в большинстве стран мира становятся все более ограниченными. Сокращение ресурсов осложняется возрастающими потребностями населения, быстрым развитием медицинских наук и, как следствие, появлением новых более дорогостоящих медицинских технологий. Данная ситуация не обошла стороной и Россию. Поэтому на сегодняшний день в нашей стране сложилась непростая ситуация в области охраны здоровья населения, обусловленная его старением, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социально-экономического неравенства в доступе к услугам здравоохранения. Это предопределяет необходимость корректировки государственной политики в области здравоохранения, в том числе по оптимизации лекарственного обеспечения населения.
Решение проблемы разработки математической модели расчета экономической эффективности внедрения результатов научно-технической деятельности в систему здравоохранения является важнейшим условием для инновационного развития здравоохранения, когда решаются проблемы связанные со здоровьем людей и качеством жизни населения в условиях ограничений, вызванных мировым финансовым кризисом. На практике, когда в здравоохранение широко используется медицина на основе доказательств, бывает сложно оценить экономическую эффективность внедрения конкретных результатов современных технологий диагностики, лечения и профилактики, полученных в процессе выполнения научно-исследовательских работ (НИР) без применения достоверных математических моделей. Методические рекомендации позволяют оценить эффективность внедрения НИР в практику отечественного здравоохранения.
Совершенствование системы российского здравоохранения позволяет улучшить состояние здоровья населения за счет повышения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство в реальных социально-экономических условиях.
В статье рассматриваются вопросы реорганизации службы медико-социальной экспертизы и основные нормативные документы, определяющие в настоящее время структуру и функцию бюро медико-социальной экспертизы.