Согласно стандартам менеджмента качества, социологические опросы (анкетирование) являются одним из наиболее информативных показателей качества медицинского обслуживания. Информация, полученная в ходе таких исследований, позволяет судить об эффекте проводимых организационных мероприятий, внедрения новейших технологий, способствует разработке и внедрению в практику целенаправленных управленческих решений [1, 2].
Изучение удовлетворенности пациентов качеством специализированной медицинской помощи, оказанной на основе медицинских стандартов, явилось целью настоящего исследования. Для изучения мнения пациентов была разработана «Анкета пациента стационара» (далее — Анкета) с использованием «Методики проведения медико-социологических исследований» [3]. Анкета включала 16 вопросов, сгруппированных по смысловому значению: паспортные данные, социальное положение, трудовая занятость, данные об удовлетворенности качеством медицинских услуг. В заключительной части Анкеты респонденту предлагалось сравнить изменения (улучшения) в организации работы стационара по сравнению с предыдущим случаем госпитализации.
С целью изучения динамики уровня удовлетворенности пациентов специализированной медицинской помощью, оказанной на основе медицинских стандартов, в 2010 г. и в течение 2011–2012 гг. проводилось анкетирование пациентов в ГБУ РО «Областной клинической больницы», ГБУ РО «Областного клинического кардиологического диспансера», ГБУ РО «Областного клинического онкологического диспансера», ГБУ РО «Городской клинической больницы № 11», ГБУ РО «Скопинской ЦРБ», ГБУ РО «Сасовской ЦРБ» и ГБУ РО «Касимовской ЦРБ».
В условиях анонимного анкетирования респондентам гарантировалась полная конфиденциальность. Анкеты выдавались пациентам за 1–2 дня перед выпиской из стационара — было опрошено 510 пациентов, что обеспечило ошибку репрезентативности не более 2,0%. Для получения более полного представления об удовлетворенности специализированной медицинской помощью, оказанной в соответствии с медицинскими стандартами, анкетирование пациентов осуществлялось на различных уровнях оказания медицинской помощи, в т.ч.: в городском стационаре (20,8%), в стационарах областного подчинения (37,5%), в стационарах ЦРБ (41,7%) [8].