По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Удовлетворенность пациентов специализированной медицинской помощью

Успенская Ирина Владимировна д. м. н., заместитель директора Территориального фонда ОМС Рязанской области
Манухина Елена Васильевна заместитель директора Территориального фонда ОМС Рязанской области

В Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи с 2011 года по настоящее время выделен самостоятельный раздел «Критерии доступности и качества медицинской помощи», согласно которому удовлетворенность пациентов есть один из важных критериев оценки качества медицинской помощи. Оценка качества медицинской помощи является одной из самых сложных клинико-организационных задач, объективно решить которую, не опираясь на определенные профессиональные и технологические стандарты, практически невозможно. В статье авторами рассматривается связь качества медицинской помощи и удовлетворенность населения с применением различных форм стандартизации лечебного процесса.

Литература:

1. Вялков А.И., Кучеренко В.З., Татарников М.А. Социально-психологические методы управления в условиях реформирования здравоохранения / А.И. Вялков, В.З. Кучеренко, М.А. Татарников // ГлавВрач. – 2005. - № 10. – С. 62-71.

2. Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга. Учебно-методическое пособие, – М.: ГЭОТАР-МЕД. – 2003. – 159 с.

3. Решетников А.В. Методика проведения медико-социологических исследований: Учеб. пособие для студ. мед. вузов / А.В. Решетников, С.А. Ефименко, Л.М. Астафьев // М.: ГЭОТАР-МЕД. – 2003. – 92 с.

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год». Собрание законодательства РФ. 11.10.2010, № 41 (2 ч.), ст. 5239.

5. Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год». Российская газета, № 243, 28.10.2011.

6. Успенская И.В. К вопросу внедрения стандартов медицинской помощи / И.В. Успенская, Е.В. Манухина, И.И. Успенский // 20 лет системе обязательного медицинского страхования Омской области: достижения и перспективы / Сб. статей под. общ. ред. В.И. Спинова - Омск, 2013. - С. 138-141.

7. Успенская И.В. Стандартизация специализированной медицинской помощи / И.В. Успенская, Е.В. Манухина, С.И. Музычук // Территориальная система обязательного медицинского страхования: 20-летний опыт участия в модернизации регионального здравоохранения / Сб. труд. - Рязань, 2013. - С. 148-154.

8. Успенская И.В. О результатах внедрения федеральных стандартов медицинской помощи на региональном уровне / И.В. Успенская, Е.В. Манухина, С.И. Музычук // Экономист лечебного учреждения, 2013. - №6. - С.18-23.

Согласно стандартам менеджмента качества, социологические опросы (анкетирование) являются одним из наиболее информативных показателей качества медицинского обслуживания. Информация, полученная в ходе таких исследований, позволяет судить об эффекте проводимых организационных мероприятий, внедрения новейших технологий, способствует разработке и внедрению в практику целенаправленных управленческих решений [1, 2].

Изучение удовлетворенности пациентов качеством специализированной медицинской помощи, оказанной на основе медицинских стандартов, явилось целью настоящего исследования. Для изучения мнения пациентов была разработана «Анкета пациента стационара» (далее — Анкета) с использованием «Методики проведения медико-социологических исследований» [3]. Анкета включала 16 вопросов, сгруппированных по смысловому значению: паспортные данные, социальное положение, трудовая занятость, данные об удовлетворенности качеством медицинских услуг. В заключительной части Анкеты респонденту предлагалось сравнить изменения (улучшения) в организации работы стационара по сравнению с предыдущим случаем госпитализации.

С целью изучения динамики уровня удовлетворенности пациентов специализированной медицинской помощью, оказанной на основе медицинских стандартов, в 2010 г. и в течение 2011–2012 гг. проводилось анкетирование пациентов в ГБУ РО «Областной клинической больницы», ГБУ РО «Областного клинического кардиологического диспансера», ГБУ РО «Областного клинического онкологического диспансера», ГБУ РО «Городской клинической больницы № 11», ГБУ РО «Скопинской ЦРБ», ГБУ РО «Сасовской ЦРБ» и ГБУ РО «Касимовской ЦРБ».

В условиях анонимного анкетирования респондентам гарантировалась полная конфиденциальность. Анкеты выдавались пациентам за 1–2 дня перед выпиской из стационара — было опрошено 510 пациентов, что обеспечило ошибку репрезентативности не более 2,0%. Для получения более полного представления об удовлетворенности специализированной медицинской помощью, оказанной в соответствии с медицинскими стандартами, анкетирование пациентов осуществлялось на различных уровнях оказания медицинской помощи, в т.ч.: в городском стационаре (20,8%), в стационарах областного подчинения (37,5%), в стационарах ЦРБ (41,7%) [8].

Для Цитирования:
Успенская Ирина Владимировна, Манухина Елена Васильевна, Удовлетворенность пациентов специализированной медицинской помощью. Экономист лечебного учреждения. 2015;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: